В девятиэтажном трехподъездном доме на улице Рабочей, 122, в одном из подъездов до сих пор действует старый лифт с дверьми, которые открываются механически. Пассажиру нужно самому открыть металлическую дверь лифта, зайти в кабину, закрыть дверь, затем закрыть дверцы кабины, и только после этого можно ехать. Ретролифту, так же как и дому, уже около полувека. В областном центре, по словам коммунальщиков, осталось всего несколько таких подъемников. Как объяснили специалисты, они выпускались на никопольском заводе на Украине и были сняты с производства еще в середине 70-х годов прошлого века.
Как рассказали жильцы дома, старый лифт часто ломается, но пока его удается чинить. Около года назад по инициативе управляющей компании среди собственников жилья провели голосование об увеличении взноса на капитальный ремонт для замены лифта. При стоимости нового лифта более трех миллионов рублей жильцам не только этого, но и других подъездов, где лифты менять не будут, пришлось бы заплатить сумму, в 40-50 раз превышающую нынешний ежемесячный размер взноса на капитальный ремонт. Проще говоря, собственники стандартной для старого жилфонда двухкомнатной квартиры площадью примерно 45 квадратных метров должны были бы единовременно выложить не меньше 20 тысяч рублей. Неудивительно, что большинство жильцов дома, хотя все они считают, что новый лифт необходим, проголосовали против такого решения.
Как сообщил на слушаниях в городской Думе заместитель главы города, председатель комитета ЖКХ Максим Сиденко, в настоящее время единственным источником финансирования для замены лифтов являются средства, которые саратовцы собирают по программе капитального ремонта.
Всего в городе в срочной замене в многоэтажках нуждается более 2,2 тысячи лифтов, которые уже отработали свои сроки. Общая сумма средств, необходимых для этого, превышает 5 миллиардов рублей.
"Без финансовой поддержки со стороны бюджетов всех уровней решение вопроса представляется проблематичным", - сообщил Сиденко.
За много лет ни региональные, ни муниципальные власти не проявили сколько-нибудь заметной инициативы для решения проблемы.
Пожалуй, кроме заявлений теперь уже бывшего губернатора Валерия Радаева, который обещал поддержать местных производителей лифтового оборудования. Однако, как рассказали сами производственники, все это так и осталось словами.
При этом в некоторых других регионах проблема с заменой лифтов постепенно решается. Так, в Нижегородской области в этом году заменят 1,4 тысячи лифтов, а в соседней с Саратовской Воронежской области - более 700 подъемников.
В разных субъектах используются различные финансовые механизмы поддержки. Например, в Нижнем Новгороде лифты в многоэтажных домах устанавливают с рассрочкой оплаты на пять лет, а в Свердловской области региональный бюджет через муниципалитеты выплачивает жителям субсидии, компенсируя от 30 до 80 процентов средств, необходимых для замены лифтов.
- Раньше мы регулярно отчитывались о техническом состоянии лифтов, которые обслуживали, однако уже давно такая информация местные власти не интересует, - рассказал руководитель специализированной организации, занимающейся ремонтом лифтов, представитель Национального лифтового союза в Саратовской области Юрий Пронин.
По мнению председателя комиссии по ЖКХ, строительству и благоустройству областной Общественной палаты Елены Герчиковой, за счет региональной программы успешно идет обновление лифтов в учреждениях здравоохранения. В то же время проблему с заменой лифтов в жилых домах, на что потребуется более 7 млрд рублей, без софинансирования из федерального бюджета не решить.
Сергей Овсянников, председатель городской Думы Саратова:
- Жители справедливо волнуются, что средств в фонде капремонта недостаточно для проведения таких сложных, дорогостоящих технических работ... Вопрос финансирования замены и ремонта лифтов актуален для всех регионов и прорабатывается в том числе на федеральном уровне. Окончательного решения пока нет, но не сомневаюсь, что оно будет найдено.