За последние пять лет регион смог избавиться от репутации транспортного "тупика". Иваново с Москвой и Нижним Новгородом связали скоростные "Ласточки". Скоростное сообщение со столицей было открыто в 2018 году. Время в пути при этом сократилось почти в два раза - до трех часов 40 минут. За 10 месяцев 2024 года "Ласточки" перевезли по маршруту Москва - Иваново более 815 тысяч пассажиров (за аналогичный период 2023- 795 тысяч). Прошлым летом было организовано скоростное сообщение с Нижним Новгородом.
Совместно с РЖД перестроена маршрутная сеть пригородного железнодорожного сообщения, рейсов стало больше вдвое, а пассажиров на них - в 2,5 раза. С 2021 года на рельсовых автобусах "Орлан" можно с комфортом перемещаться как по Ивановской области, так и в соседние регионы. Разработано 15 маршрутов протяженностью 1,2 тысячи километров, по которым ежедневно курсирует 50 поездов, синхронизированных с "Ласточкой" Москва - Иваново. Расписание позволяет людям приезжать в крупные города к началу рабочего дня и уезжать домой вскоре после его окончания.
Проект Ивановской области был признан лучшим в России решением в сфере пассажирского транспорта. Отмечены на федеральном уровне и локальные решения - в частности, платформу в Приволжске, открытую в 2023 году, РЖД считают самой красивой в малых городах Северной железной дороги.
Популярность пригородного сообщения постоянно растет. За десять месяцев "Орланы" перевезли в Ивановской области 1,15 миллиона пассажиров, тогда как за весь 2023 год их было 1,2 миллиона. Таким образом, рост по итогам 2024-го может составить семь процентов.
"С момента внедрения нового подхода к развитию транспортной системы в нашем регионе РЖД перевезли более восьми миллионов пассажиров на "Ласточках" и "Орланах". С "Ласточками" пассажиропоток на Москву стал больше в три раза, "Орланы" позволили увеличить внутренние перевозки в регионе в 2,5 раза. Людям стало гораздо удобнее", - отметил губернатор Станислав Воскресенский.
Сейчас правительство области и РЖД совместно работают над проектом "городской электрички". Она свяжет между собой районы Ивановской агломерации, улучшив сообщение между окраинами и центром. Идет благоустройство территорий, прилегающих к станциям в Курьянове, Богородском, Отрадном, Подвязновском, Пустошь Боре и на Сортировке. Всего у "электрички" 12 остановок, шесть из которых будет построено с нуля.
"Новая сеть улучшит транспортную доступность для ста с лишним тысяч жителей. Это также позволит разгрузить улично-дорожную сеть, снизить нагрузку на общественный транспорт, в первую очередь на автобусы, и создать новые транспортные связи между районами", - пояснили в правительстве региона.
Опыт Иванова показывает, что объекты инфраструктуры можно сделать не только функциональными, но и многопрофильными, интересными не только для пассажиров. Так, главный железнодорожный вокзал региона уже четыре года служит местом притяжения туристов. После реконструкции зданию вернули исторический облик. Это самый крупный в России вокзал в стиле конструктивизма, седьмой по размерам в России. Через него проходит более 1,8 миллиона пассажиров в год. В одном из залов регулярно проводятся культурные события - фестивали, масштабные выставочные проекты, лекции. Такой формат действующему объекту железнодорожной инфраструктуры придали впервые в нашей стране.
Активно развивается и аэропорт "Иваново", где недавно побили собственный рекорд трафика. В прошлом году через воздушную гавань прошло более 107 тысяч пассажиров, в этом году их, по прогнозам, будет около 120 тысяч. Это в пять раз больше, чем в 2017 году. Несмотря на близость к Москве, где работает три международных аэропорта, этот транспортный узел оказался очень востребован. "Иваново" - один из наиболее динамично развивающихся региональных аэропортов.
"Увеличение объема пассажирских перевозок обусловлено круглогодичным выполнением рейсов по четырем популярным направлениям: Санкт-Петербург, Сочи, Калининград и Минеральные Воды. Кроме того, регулярно открываются новые маршруты. Так, в августе 2023 года начались полеты в Минеральные Воды, а с июня 2024 года стартовали рейсы в Махачкалу", - подчеркнули в правительстве Ивановской области.
В этом году была отремонтирована зона ожидания - теперь там новые окна и кресла, работает система кондиционирования воздуха. В 2025-м планируется расширить зону парковки.
Продолжится в регионе и развитие дорожной сети. Уже в прошлом году в нормативном состоянии находилось 97,5 процента опорной сети, или более 1,1 тысячи километра. Ремонт шел поэтапно с 2018 года в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги". Объемы работ выросли в несколько раз. Сейчас в Ивановской области сформирован каркас основных автомагистралей, восстановлены связи с экономическими центрами Нижегородской, Ярославской, Владимирской и Костромской областей. В 2024 году будет завершен ремонт 247 участков дорог протяженностью около 260 километров.
"Реализация нацпроекта и дополнительная поддержка правительства РФ по восстановлению опорной сети позволили сосредоточить ресурсы на ремонте дорог в городах, в том числе в частном секторе в Иванове, и в небольших населенных пунктах. С 2020 года объем финансирования на эти цели в муниципалитетах увеличился в 2,5 раза", - сообщили в правительстве области.