Напомним, что соглашения с ОАО "РЖД" о гарантированном вывозе угля в восточном направлении заинтересованные российские регионы стали заключать с 2020 года. Однако сейчас, по сообщению ряда информагентств, в правительстве обсуждается идея изменить сложившуюся систему квотирования, переместив акценты с регионов в целом на конкретные предприятия, что сократит потери железнодорожников от транспортировки низкодоходного угля (исключение предлагается сделать для Кузбасса).
На заседании комиссий Госсовета Министерство энергетики России обозначило свою позицию довольно четко. "Считаем крайне необходимым заключение соглашений о вывозе угольной продукции с шестью угледобывающими регионами, ранее их имевшими, а также подписание нового, седьмого соглашения с Новосибирской областью", - отметил директор департамента угольной промышленности минэнерго РФ Петр Бобылев. В министерстве уверены, что такие соглашения позволят угледобывающим компаниям планировать хозяйственную деятельность на 2025 год, а также "обеспечить устойчивость трудовых коллективов". А региональным властям - сохранить объемы налоговых поступлений.
Иная позиция у минтранса РФ. "Что касается угольных соглашений, на сегодняшний момент обсуждение пока еще идет. Минтранс считает, что необходимо работать строго в соответствии с правилами недискриминационного доступа", - сообщил журналистам замминистра транспорта РФ Алексей Шило в кулуарах международного форума-выставки "Транспорт России". По его словам, соглашение с регионом "скорее напоминает декларацию о намерениях и какой-то юридической силы не имеет", поэтому целесообразнее заключение прямых соглашений "с индикативными параметрами" между хозяйствующими субъектами - РЖД и угольными предприятиями.
У региональных властей - свои резоны. Присоединение Новосибирской области к числу подписантов "угольных" соглашений связано с начавшейся в регионе эксплуатацией разреза "Богатырь" на одном из крупнейших в стране месторождений антрацита. В этом году планируется отгрузить пятьдесят тысяч тонн угля.
Однако больше всего в сохранении подобной практики заинтересован Кузбасс, на который приходится более половины нынешнего объема российской угледобычи. По словам губернатора региона Ильи Середюка, угольщики Кемеровской области готовы в 2025 году отгрузить на экспорт 202,5 миллиона тонн продукции, в том числе 99,2 миллиона в восточном направлении. Между тем отрасль столкнулась со значительным ростом расходов на логистику - например, индекс железнодорожных тарифов на перевозку угля по сравнению с 2017 годом составил 270 процентов. Губернатор предложил ввести мораторий на дальнейшее повышение тарифов, возобновить применение понижающих коэффициентов к экспортным перевозкам каменного угля железнодорожным транспортом, предоставить скидки на транспортировку угольной продукции к портам северо-запада и юга, а также отменить экспортные пошлины на уголь и ввести госрегулирование цен на перевалку угольной продукции в портах.
Решение правительства должно появиться в ближайшее время, чтобы стороны успели заключить соглашения на 2025 год.
Илья Середюк, губернатор Кузбасса:
- Для стабилизации обстановки в регионе необходимо заключить соглашение между правительством Кузбасса и ОАО "РЖД" о гарантированном вывозе в 2025 году угля на экспорт в восточном направлении в объеме не менее 68 миллионов тонн - с последующим увеличением объемов вывоза пропорционально возрастающей пропускной способности восточного полигона РЖД. Угледобывающие компании Кузбасса готовы экспортировать в 2025 году на восток 99,2 миллиона тонн, в северо-западном направлении - 66,7 миллиона тонн, на юг - 36,6 миллиона тонн.