28.11.2024 03:00
Кемеровская область

Сибирские цементники готовятся к реализации масштабных инвестиционных проектов

Сибирские цементники готовятся к реализации масштабных инвестиционных проектов
Текст:  Юлия Славина
Российская газета - Экономика Сибири: №271 (9513)
Цементники Сибири, завершая 2024 год в непростых экономических условиях, готовы обеспечить реализацию инвестиционных проектов, запланированных в макрорегионе. Об этом - разговор с первым вице-президентом АО "ХК "Сибцем", членом Правления НО "СОЮЗЦЕМЕНТ" Геннадием Рассказовым.
Геннадий Рассказов: Все добросовестные производители за восстановление госконтроля оборота цемента на постоянной основе / Сибцем
Читать на сайте RG.RU

Геннадий Константинович, оправдал ли ожидания уходящий 2024 год?

Геннадий Рассказов: В целом отрасль справилась с нагрузками летних месяцев и в полном объеме обеспечила потребителей продукцией стабильно высокого качества. Хотя без сложностей и рыночных качелей не обошлось.

Напомню: в прошлом году в стране наблюдался бум строительства и ипотечного кредитования. Спрос на цемент становился больше, с июня по ноябрь потребление стройматериала увеличивалось двузначными цифрами по отношению к аналогичным показателям 2022 года. В первом квартале 2024-го положительная динамика сохранялась, в отдельных регионах рост достиг 17-19 процентов. А потом началось снижение. И если в 2023 году емкость цементного рынка Сибири в ее прежних границах (с учетом Бурятии и Забайкалья) оценивалась в 6,8 миллиона тонн, то по итогам 2024-го ожидается падение на полтора-два процента.

При этом в целом по России, скорее всего, будет зафиксирован примерно такой же рост - в основном за счет регионов Центрального и Южного федеральных округов, где темпы строительства остаются очень высокими.

Что больше всего оказывает влияние на цементный рынок?

Геннадий Рассказов: Мы выявили интересную закономерность: коэффициент взаимосвязи российского ВВП в долларах с объемом потребления цемента с 2000 года - 0,91. Это очень высокий показатель, на 95 процентов обеспеченный жилой площадью многоквартирных домов. А со ставкой ЦБ РФ - обратная корреляция. Когда ставка растет, объемы потребления цемента падают. В этом году они стали снижаться на фоне известных решений Центробанка и отмены программ льготной ипотеки.

Для сравнения можно привести пример соседнего Казахстана, где в течение 2024-го Нацбанк снизил ключевую ставку с 15,75 до 14,25 процента годовых. В итоге потребление цемента, упавшее на четыре процента в первом полугодии, восстановилось всего за три месяца. Более того, по итогам января-октября спрос превысил уровень десяти месяцев 2023 года на те же четыре процента.

Сегодня около восьмидесяти процентов продукции сибирских цементных заводов реализуется в макрорегионе, а двенадцать-четырнадцать процентов идет на Север России и в Казахстан. Последний, в свою очередь, отгружает цемент в регионы СФО. Так что наши предприятия работают в условиях жесткой конкуренции. При этом мощности цемзаводов страны загружены за последние десять лет в среднем на 61 процент.

Большинство цементных заводов Сибири построено в середине прошлого века. Удается ли в текущих экономических условиях вести модернизацию, выполнять ремонтные программы?

Геннадий Рассказов: Удается, но затраты стремительно растут. Например, в этом году сумма, направленная на ремонты и техобслуживание оборудования, на 35 процентов больше прошлогодней. Это объясняется, к сожалению, не только увеличением объемов работ, но и колоссальным удорожанием оборудования, комплектующих и запчастей, особенно импортных, приобретаемых за валюту. Да и весь перечень товарно-материальных ценностей вырос в цене. Увеличивается налоговая нагрузка, индексируются тарифы на услуги естественных монополий.

Так, прирост средневзвешенной цены на электрическую энергию и мощность в 2024 году прогнозируется на уровне до четырнадцати процентов по отношению к 2023-му, а газ с 1 декабря прошлого года к настоящему моменту стал дороже более чем на 22 процента. Услуги по доставке готовой продукции и сырья железнодорожным транспортом в конце 2023-го подорожали на 10,75 процента, в 2024-м тариф поднялся еще на десять процентов.

В то же время обострились проблемы с доставкой цемента по железной дороге?

Геннадий Рассказов: Действительно, в последние годы наша отрасль сталкивается с логистическими трудностями. Это приводит к массовому отказу потребителей цемента от работы с железной дорогой, и доля отгрузок этим видом транспорта уменьшается. По данным НО "СОЮЗЦЕМЕНТ", она сократилась с 72 процентов в 2007 году до сегодняшних 39 процентов.

А в октябре 2024-го, несмотря на сезонное снижение спроса на цемент, производители столкнулись с новыми проблемами, связанными с заадресовкой порожнего подвижного состава и приемом груза к перевозке. За последние два года сроки оборачиваемости вагонов выросли почти вполовину. Уменьшить негативные последствия производителям удается благодаря увеличению парка собственных вагонов. Другой вариант решения проблемы - развитие автодоставки. Она обходится примерно на 20-25 процентов дороже, но нередко альтернативы просто нет.

Каков ваш прогноз относительно развития цементной отрасли Сибири?

Геннадий Рассказов: В России пока не внедрены механизмы, позволяющие обеспечить объективное планирование и долгосрочное прогнозирование потребностей в цементе. Это негативно отражается и на производителях, лишенных возможности корректно формировать дорогостоящие программы модернизации и ремонтов оборудования, и на потребителях, которые в случае неожиданного и резкого увеличения спроса не получат продукцию вовремя.

Чтобы свести риски к минимуму, мы анализируем всю доступную информацию из открытых источников. И, по этим данным, общая стоимость инвестиционных проектов, утвержденных для регионов Сибири до 2035 года, оценивается примерно в восемнадцать триллионов рублей. А вместе с проектами по ДФО - в 53 триллиона. Реализация этих планов в сфере жилищного, социального, частного, инфраструктурного, транспортного строительства способна дать мощный импульс развитию цементной отрасли.

Рассчитываем и на то, что у нас в стране получат наконец должное распространение эффективные технологии строительства долговечных и безопасных дорог с цементобетонными покрытиями и основаниями. Современные скоростные многополосные магистрали, выдерживающие автопоезда весом до 180-200 тонн, должны соединить восток и запад России. Тогда объемы потребления цемента вырастут на десять-пятнадцать процентов в год. Но главное, будут сняты сдерживающие экономическое развитие страны инфраструктурные ограничения, которые сейчас усугубляются из-за ситуации на железных дорогах.

У цементобетонных автомагистралей целый ряд преимуществ. Срок их службы составляет не менее тридцати лет, дороги отличаются высокими технико-эксплуатационными характеристиками, являются более экологичными и безопасными для водителей. Напомню: "Стратегия развития промышленности строительных материалов до 2030 года" предполагает, что уже сейчас 35 процентов всех строящихся дорог должны быть с цементобетонным покрытием, а начиная с 2026 года - до половины.

Считаем, что в ходе дорожных тендеров необходимо сравнивать разные варианты строительства, а справочники по оценке стоимости разных подходов к проектированию дорог должны разрабатываться государственными институтами.

Удалось ли отрасли решить проблему распространения фальсификата?

Геннадий Рассказов: После того как в 2016 году в нашей стране ввели обязательную сертификацию цемента и инспекционный контроль на границе каждой партии цемента, ввозимой из-за пределов ЕАЭС, объем фальсификата значительно сократился (с 11,7 миллиона тонн в 2015 году до 3,16 миллиона в 2020-м). Но в 2021-м в России отменили госконтроль за оборотом отдельных видов стройматериалов, в том числе цемента. Затем фактически перестал действовать инспекционный контроль на границе. В результате, по данным Ассоциации по техническому регулированию АССТР, в прошлом году доля фальсификата на отечественном рынке превысила 22 процента. То есть покупатели цемента - как крупные заказчики, так и частные лица, - рискуют купить подделку, опасную для жизни и здоровья.

Незаконный оборот цемента наносит ущерб государственному бюджету (за счет неуплаченных налогов) и добросовестным производителям. Из-за действий нечистых на руку продавцов только в 2023 году цементная отрасль потеряла 90,7 миллиарда рублей. Эти средства можно было направить на модернизацию производств, повышение уровня их экологической безопасности, реализацию ремонтных и социальных программ.

Сейчас в стране проводится эксперимент по возвращению госконтроля за оборотом отдельных видов продукции, включая цемент и бетон. Все добросовестные производители за его восстановление на постоянной основе. Очень важно наладить взаимодействие всех ответственных за это структур. Государство не должно никому отдавать функцию стандартизации, метрологии, экспертизы и контроля. Эти службы нужно развивать, формируя понятные для всех правила игры.

Кемеровская область