Правда, называется она не метро, а трамвай, но тоже скоростной и подземный. По словам руководителя проекта разработки нового района Краснодара - главного архитектора Санкт-Петербургского НИИ перспективного градостроительства Ирины Гришечкиной, новый генплан Краснодара предусматривает строительство подземной линии трамвая от железнодорожного вокзала "Краснодар-1" до аэропорта Пашковский. Маршрут также может пройти через ул. Красную и ул. 40-летия Победы.
Об этом было заявлено недавно на пресс-конференции, посвященной новому документу территориального планирования краевого центра. А накануне на 82-м внеочередном заседании гордумы Краснодара депутаты утвердили проект создания линии подземного скоростного трамвая общей протяженностью 30 километров. По словам вице-мэра краевой столицы Надежды Панаетовой, он направлен на снижение нагрузки на городские дороги и улучшение транспортной инфраструктуры. Она также сообщила, что для нового вида транспорта планируют построить линии с 18 остановками.
Но когда, кто, и главное - на какие средства, будет реализовывать задуманное, пока неизвестно. Может, это начнется уже через два года, но не исключено, что в далеком будущем, ведь генплан разработан до 2045 года. Однако сам факт появления краснодарской подземки в этом документе является событием. Ведь подобные планы строились и раньше, но впервые они реализовались в генплане.
"Именно в генплане можно и нужно планировать в том числе и на дальнюю перспективу, - сказал корреспонденту "РГ" заслуженный архитектор России, многие годы занимавший пост главного архитектора Кубани Юрий Рысин. - Любой миллионный город имеет право по крайней мере об этом задумываться. Но надо реально отнестись к возможности осуществления этого проекта. Лет 18 назад мы уже прорабатывали схему создания метро в Краснодаре. Тогда также планировали маршруты "север - запад - восток" и 19 станций. Я лично участвовал в создании этой схемы, думаю, она где-то в архивах сохранилась. На ее создании все и закончилось. Так что мой личный опыт показывает, что все разговоры об инвестиционном характере такого строительства пока не имеют под собой никаких реальных экономических оснований. Метро во всем мире - дотационный вид транспорта. Затраты на его строительство, а затем эксплуатацию таковы, что стоимость билетов, рекламы и любых других сопутствующих услуг не может покрыть того, что требуется для создания и содержания метро. Только при поддержке федерального бюджета подобный проект может быть реализован. Но думать об этом, мечтать и планировать обязательно нужно. Правда, обнадеживать кого-то пока не стоит: слишком сложный и дорогостоящий проект".
Рысин также добавил, что еще к тому же в Краснодаре высокая расчетная сейсмическая активность, особенность грунтов и прочие инженерные сложности, которые потребуют дополнительных усилий и средств на осуществление этого большого проекта.
"Все существующие в России метро строились в советские времена. Есть подземка в моем родном Екатеринбурге, но там тоже прокладка началась еще в период СССР. И смогли лишь одну ветку проложить, потому что очень дорогостоящий проект", - отмечает он.
По мнению экспертов, уже хорошо, что краснодарская подземка попала в генплан города. Но это неблизкие планы. Пока же, по их мнению, стоит развивать наземный трамвай - безопасный, удобный и доступный вид транспорта. А еще надо обязательно проложить ветку на запад, к станице Елизаветинской, где сейчас активно застраивается и развивается новая территория, на восток - в сторону хутора имени Ленина и станицы Старокорсунской. И дальше - на север и северо-запад Краснодара.
Тогда, считают специалисты, без проблем и пробок можно будет добраться в любой район на современном и кондиционированном трамвае по бесшовным и бесшумным рельсам.