Форма с изюминкой
Создать имидж кафе или ресторана можно не только с помощью особого меню и интерьера, подумала два года назад дизайнер Екатерина Дмитриева и предложила… униформу для официантов в стиле бохо. Свободный крой не сковывает движения, изюминку придают элементы этнических мотивов. Формируя общую концепцию ресторана, одежда сохраняет индивидуальность: в костюм вплетаются разноцветные шнурки по настроению и желанию сотрудника. Всего же в коллекции 48 позиций. Молодой бренд полюбился руководителям заведений общепита Москвы и Санкт-Петербурга еще и потому, что плотный хлопок достаточно износостойкий - не придется обновлять гардероб официантов каждый сезон.
Впрочем, униформой ассортимент бренда не ограничивается, поэтому среди покупателей не только корпоративные заказчики, но и молодежь, которая отказалась от масс-маркета. Главное бизнес-правило, которого придерживается Екатерина, - работать на оборотные средства и не брать кредитов.
- Развиваемся небольшими шагами, но за последний год прирост продаж составил 250 процентов. И это не может не радовать, ведь вкладываешь в дело все силы и душу. Современный дизайнер прилагает максимум усилий, чтобы его бренд был замечен и признан, при этом он сам себе конструктор, модельер, портной, бухгалтер и маркетолог, - рассказывает Дмитриева.
Против масс-маркета
Интерес к нестоличным производителям одежды растет последние пять лет, делится наблюдениями гендиректор онлайн-универмага локальных брендов одежды Акмаль Саидханов. Платформа объединяет около сотни российских модельеров, среди которых есть и уральские. Анализ показал, что даже без рекламы платформы ее товарооборот в этом году вырос на 10-15 процентов при среднем чеке 10-20 тысяч рублей.
- Ситуация складывается так, что люди, которые копили на автомобиль или жилье, простились с этой мыслью из-за высоких банковских ставок и стали тратить деньги на себя, на какие-то дофаминовые радости, начиная с похода в ресторан и заканчивая покупкой одежды, - рассуждает Саидханов. - А та категория населения, которая привыкла носить одежду люксовых брендов, расширила гардероб за счет изделий российских модельеров.
Последняя тенденция даже подтолкнула производителей намеренно переводить продукцию из масс-маркета и мидл-сегмента в премиальный класс, чтобы подогреть интерес к своим новинкам. Кстати, несколько уральских брендов именно так обозначили свои планы.
По словам эксперта, помимо интернет-торговли местные производители используют и офлайн-продажи: выставляют продукцию в торговых центрах, на площадках креативных кластеров, в шоурумах, музеях и на других туристических объектах.
В Екатеринбурге прошел XXI сезон Недели модыВ поисках корней
Так поступает, например, керамист, художник и модельер из Югры Артур Юнусов, который привез для показа в Екатеринбурге мужскую коллекцию с пиксельной графикой по мотивам остяко-вогульской вышивки. По его словам, узор на одежде несет смысл оберега. Пиксель - это квадратик, и в народной вышивке много геометрических изображений дерева с парными птицами, заключенных в квадрат, - это образ жизненной силы рода.
- Одежду с отголосками культурного кода люди готовы носить повседневно и надевать на деловые приемы. Чем чаще дизайнер дает покупателю возможность демонстрировать свою принадлежность к определенной культуре и этносу, тем более устойчивым становится этот тренд, - уверен Артур.
Конечно, дебют в этой сфере - всегда большой риск. Создание коллекции обходится минимум в 1-5 миллионов рублей (затраты на аренду швейного оборудования и площадей, закупку тканей и фурнитуры, наем моделей для показа, расходы на перелет и гостиницу и т. д.). Но прогнозов окупаемости заранее сделать нельзя.
Впрочем, отмечает искусствовед, член Союза дизайнеров России Ксения Илауски, для развития модной индустрии в России сейчас благоприятные условия. Только в Югре развиваются как минимум восемь региональных брендов одежды, и их владельцы не обижены вниманием властей: получают гранты и субсидии на развитие. Кроме того, крупные компании и властные структуры часто заказывают корпоративные подарки с местным колоритом - это тоже хорошая поддержка мастеров.
- Но 30-40 процентов их товарооборота уже приходится на розничную продажу - для нас это индикатор успеха. Заметно растет спрос на такие изделия и на интернет-площадках. Наша целевая аудитория теплее, она идет за особым смыслом, за локальной идентичностью, - резюмирует югорский модельер.