- Мы определили пять направлений: звукорежиссура и звуковой дизайн, фото- и видеопроизводство, анимация и 3D-графика, интерактивные цифровые технологии, а также неклассический театр и школа документального кино. Пятое направление не входит в федеральный проект, поэтому будем финансировать его самостоятельно, - рассказывает директор школы искусств Елена Бетехтина.
Но перечень креативных индустрий этим не исчерпывается, эксперты относят к ним по меньшей мере полтора десятка направлений: ИТ, моду, визуальный дизайн, архитектуру, гастрономию, маркетинг, рекламную деятельность и т. д. Сейчас многие регионы пробуют силы в их развитии, в частности, такие стратегии обсуждали на состоявшемся в Челябинске Русском экономическом форуме. Кстати, не так давно область приняла еще одно мероприятие федерального уровня - форум "Российская креативная неделя - Урал" и выработала дорожную карту развития.
- Начали лето с очень красивой истории - Парижской недели моды: 14 дизайнеров показали свои коллекции под сводами южноуральской "Эйфелевой башни" в селе Париж. У нас открылся кампус "Школы 21", действительно уникальный проект подготовки ИТ-кадров. Создан профильный информационный портал, - перечисляет замдиректора Агентства международного сотрудничества области Ирина Чиркова.
Главная задача - диверсифицировать экономику промышленного региона, создать условия для развития ИТ, индустрии моды, архитектурных и дизайн-бюро, кино- и видеопроизводства, других отраслей, - согласна и старший комьюнити-менеджер кампуса "Школы 21" Юлия Мужагитова. При этом аналитики сходятся во мнении: этот сегмент экономики стал одним из самых быстрорастущих. По данным Агентства стратегических инициатив, доля креативного сектора в России уже приближается к пяти процентам ВВП, а к 2030 году предполагается достичь общемирового показателя - 6-7 процентов.
- Культурный продукт, который выходит на коммерческий рынок, зачастую из ничего формирует добавленную стоимость. Наша цель - создать условия для развития компаний, которые не будут просить денег у государства, а сами обеспечат дополнительный финансовый поток, - ранее обрисовал перспективы новой отрасли начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков.
Между тем вклад культурных продуктов измеряется не только чистой математикой, они влияют и на создание атмосферы в обществе, без которой не совершить экономический рывок. Хотя эта среда неоднородна и на каждой территории проявляется по-особому. Так, на фестивале "Креадром", первом масштабном смотре сил творческих отраслей в Челябинске, пришли к выводу: наиболее перспективным и востребованным на Урале, в крае реального производства, может стать индустриальный дизайн. Директор центра исследований и инновационных разработок Российского художественно-промышленного университета имени Строганова Сергей Смирнов полагает: от такой специализации зависит качество проектных решений, цифровые интерфейсы, внешний вид изделий.
- Есть международный индекс, который показывает: бизнес, если не пренебрегает визуальным рядом, идет вдвое лучше. Когда спрашивают, нужно ли вкладываться в эти "художества", можно перефразировать: а следует ли инвестировать в конкурентоспособность? - рассуждает ректор базирующегося в Челябинске Международного института дизайна и сервиса Максим Усынин.
На Южном Урале внимание к творческим отраслям стали проявлять несколько лет назад, сформирован даже особый департамент в правительстве. В 2023-м регион вошел в число лидеров по продвижению креативных индустрий: сегодня на них ориентирована каждая 14-я компания. Первый вице-губернатор Челябинской области Иван Куцевляк, отметив важность принятия федерального закона о развитии креативных индустрий, вступающего в силу в 2025 году, анонсировал и расширение региональной господдержки этого сектора.
Напомним: ранее власти Южного Урала приняли решение о создании комиссии, которая займется возмещением из бюджета части затрат, понесенных производителями фильмов во время съемок на территории Южного Урала. Претендовать на рибейт вполне мог бы и вышедший недавно в широкий прокат фильм об адвокате Плевако, роль которого исполняет Сергей Безруков. Ленту снимали в южноуральском Троицке, да и сам герой родом из наших мест. Такие фильмы представляют территорию в выгодном свете и меняют ее привычный промышленный имидж, повышают узнаваемость, а значит, работают на привлечение инвестиций, дальнейшее развитие региона.