Аналогичным образом развивается ситуация и в западном сегменте Сети. Там, издание Wired провело целое расследование того, как в Instagram* (*принадлежит Meta, признанной в России экстремистской и запрещенной) появились сотни сгенерированных ИИ-инфлюенсеров. На сегодняшний день большинство из них относятся к категории "контент для взрослых" и опираются на реальные модели сервиса OnlyFans, на базе которых нейросетями создаются новые образы с новыми лицами. При этом, как отмечает издание, соцсеть неспособна или не хочет остановить волну ИИ-контента и защитить реальных авторов, которые теперь быстро теряют доходы. В то время, как один из создателей такого котента под ником Professor EP, автор руководства AI Influencer Accelerator, утверждает, что заработал более 1 млн долларов за 6 месяцев на таких аккаунтах. В то время как руководства для создания ИИ-контета стоят от 50 до 200 долларов. Они обучают, как генерировать изображения, использовать инструменты для улучшения качества и управлять монетизацией контента.
"Это дает нам понять, как будут выглядеть социальные сети через пять лет, - говорит Алексис Манцарлис, директор по безопасности Cornell Tech и бывший директор по доверию и безопасности Google. "Эта тенденция может прийти и в другие части интернета, а не только в нишу инфлюенсеров в Instagram*. Это признак того, что все будет очень плохо", - отмечает эксперт
"Это мировой процесс - и мы его не избежим", - поясняет "РГ" Алексей Гореславский, генеральный директор АНО "ИРИ", Председатель Общественного совета при Минцифры РФ.
"Вытеснение реального контента - неизбежный процесс. Со временем материалов, созданных ИИ, будет намного больше, чем контента, созданного человеком. По данным Агентства Европейского союза по сотрудничеству в правоохранительной сфере, интернет большей частью будет состоять из "синтетических медиа" - то есть из контента, который полностью генерируется программами на основе искусственного интеллекта и распространяется ботами. По мнению исследователей, к 2026 году 90% онлайн-контента будет создано синтетическим путем", - рассказал Гореславский в кулуарах "Конгресса молодых ученых".
По словам эксперта, при "умном" использовании, ИИ может служить прекрасным помощником, оптимизирующим процессы, сокращающим затраты времени и денег. "Например, недавно Coca-Cola представила обновленную с помощью ИИ версию своей знаменитой рождественской рекламы. Компания заявила, что тем самым объединила наследие бренда и современные технологии, оптимизировав при этом расходы на производство. Да, реакция пользователей оказалась неоднозначной. Но сейчас время экспериментов - компании тестируют разные варианты и оценивают реакцию аудитории", - напомнил Гореславский.
В России ИИ-контент так же активно развивается. Так, при поддержке ИРИ уже вышел ряд дипфейк-проектов - "ПМЖейсон", "Рабочий класс", "Сбросим маски". В следующем году планируется документальный проект под рабочим названием "Электрические сны". Создатели используют комбинацию из нескольких нейросетей, "оживляя" великих людей прошлого. В систему загружаются различные источники - книги, дневники, фотографии, хроника, если она сохранилась - и нейросети восстанавливают мир прошлого так, как будто этот фильм снимался в то время и с теми людьми. Даже реальный голос можно восстановить, если он сохранился в каком-то реальном источнике. Это взгляд в будущее с точки зрения технологий, но в то же время - взгляд в прошлое, к которому сейчас очень большой интерес у широкой аудитории.
"Но сказать, что виртуальные инструменты окончательно вытеснят реальность, нельзя. Конкурентоспособными останутся те авторы, которые умеют использовать технологии "с умом" - то есть объединять человеческий талант, остроумие, понимание контекста с технологиями для создания оригинальных или прорывных форматов. ИИ никогда не сможет стать Достоевским. Но "оживить" Достоевского или, условно, быть его хорошим подмастерьем - легко", - подчеркнул Гореславский.