Казалось бы, полотна этих мастеров достаточно просто выстроить в ряд, чтобы экспозиция имела успех в любой точке мира, но устроители проекта не задавались целью "оглушить" посетителей шедеврами. Это выставка-путешествие в Belle Epoque - период между окончанием Франко-прусской войной (1871 год) и началом Первой мировой, ознаменовавшийся расцветом культуры.
"Мы приглашаем вас в Париж, - обратился к гостям завотделом западно-европейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Михаил Дидинкин . - Нет, не в реальный Париж того времени. Это был суровый город с политическим терроризмом, неурядицами, социальными катаклизмами. Но это всё уходит, а остается миф о Париже как о культурной митрополии, где создавалось всё прекрасное. Тогда в диалоге Матисса и Пикассо зарождалось современное искусство".
А начинается путешествие в Париж с вокзала - именно в такой стилистике оформлен предваряющий экспозицию зал: багажные коробки и чемоданы, словно ненадолго оставленные своими хозяевами, на стенах видеопроекция с прибывающим поездом и гуляющими по перрону парижанами. В основную галерею входишь под гудок паровоза, разве что паром не обдает.
Первую "остановку" делаем на юге Франции, в зале, посвященном пейзажам и отдыху горожан на природе. И хотя здесь стоит полумрак, солнце, кажется, проникает через полотна импрессионистов. А открывает экспозицию "Дама на террасе" Матисса.
Как поясняет куратор выставки, сотрудник Государственного Эрмитажа Ольга Леонтьева, с развитием технологий на рубеже XIX-XX веков у французов появилось больше свободного времени, они стали им наслаждаться, могли позволить себе праздные прогулки и поездки в южную часть страны. И все эти перемены нашли отражения в картинах того времени.
Следующий зал погружает посетителей в мир кафешантанов, кабаре, которые открываются в Париже в большом количестве. В отличие от элитарных ресторанов эти заведения доступны для широкой публики, и в том числе художественной богемы. Здесь можно увидеть одну из главных картин выставки "Столик в кафе" Пикассо. Это натюрморт с бутылкой абсента - символом той эпохи.
В этом же разделе представлена графика Тулуз-Лотрека, в частности уникальная серия "Кафе Концерт", а также его рекламные плакаты.
"Казалось бы, самый никчемный экспонат - копеечная графика на плохой бумаге, которая должна была просуществовать неделю, - поражается завотделом западно-европейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Михаил Дидинкин. - Но она выжила и позволяет ощутить шум времени, неповторимый шарм города, где даже стандартную полиграфическую продукцию творили великие мастера".
Третий зал посвящен Парижу как таковому. И здесь главным порталом, переносящим нас в столицу Франции рубежа XIX-XX веков становится полотно Писсарро "Бульвар Монмартр".
"Новый Париж рождается на глазах импрессионистов. Это город больших бульваров, широких авеню, которые пришли на смену узким средневековым улочкам", - говорит куратор выставки Ольга Леонтьева. - Именно импрессионисты научили нас видеть красоту этого места, влюбили весь мир в Париж. Мы и сейчас смотрим на него отчасти их глазами".
Но выставка не сводится лишь к этому художественному направлению. Она позволяет сравнивать оптику представителей авангарда с мастерами академической живописи. Тогда их имена были у всех на слуху, а те же импрессионисты считались маргиналами, чудаками. И вот, спустя полтора века "классики" оказались забытыми и ушли в тень своих некогда безвестных коллег по цеху.
Конечно, "Прекрасная эпоха" немыслима без красивых женщин и моды. Галерея красавиц и модниц разворачивается перед посетителями сразу в двух залах. Здесь опять же соседствуют картины совершенно разных стилей. От портрета "Ольги Палей" кисти салонного мэтра Александра Кабанеля до "Дамы в черном" Ренуара.
Завершает выставку раздел, посвященный модерну или, как называли его французы Аrt nouveau "новое искусство". Здесь представлены керамические изделия, вдохновленные Востоком и в частности Японией. Влияние японских гравюр ощущается и в графике Альфонса Мухи - одного из ярчайших представителей модерна.
В центре зала расположилась витрина, стилизованная под трамвай, с силуэтами пассажиров и названиями парижских остановок. Так заканчивается путешествие в Belle Epoque. Казань - конечная, прибыли.