Работает все это просто. У входа в здание или на видном месте в холле устанавливают информационный стенд с большим QR-кодом. Достаточно отсканировать его смартфоном, после чего система сразу "перебрасывает" по ссылке на страничку конкретного объекта на сайте нацпроектов.
Там можно заполнить анкету о качестве строительства, работе персонала, оставить как положительные, так и отрицательные комментарии. При этом не обязательно указывать персональные данные - обращение может быть анонимным. После нажатия на кнопку "отправить" жалоба попадает в Минэкономразвития России. Там анализируют информацию, после чего дают конкретные указания региону.
Так, например, в Калининграде по нацпроекту "Образование" построили новый корпус школы №50. Здание, рассчитанное на 900 мест, открыли в январе этого года. Туда перевели всех учеников 1-5-х классов. Без недостатков, как это часто бывает на любой стройке, не обошлось: внимательные родители заметили, что на стенах спортзала начала отслаиваться краска. Они тут же отсканировали QR-код, который висел на входе в корпус, и оставили отзыв. Подрядчик недостатки быстро устранил.
"После того как обращение поступает к нам, мы его, конечно, проверяем. Отзывы бывают самые разные. Иногда они эмоциональные, но в большинстве - действительно дельные. Все проблемные вопросы стараемся быстро решать. Это хороший инструмент обратной связи, поскольку QR-коды помогают контролировать не только уже готовые объекты нацпроектов, но и все этапы строительства", - рассказала "РГ" начальник департамента проектной деятельности Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Ольга Аверина.
Вопросы поступают самые разные и часто касаются не только самого учреждения, но и прилегающей территории. Это помогает обустраивать дополнительные парковки, детские площадки, прокладывать пешеходные дорожки, устанавливать лавочки и урны.
Один из примеров - небольшой поселок Узловое Краснознаменского района. По нацпроекту "Культура" там отремонтировали местный ДК, а вот благоустройство прилегающей территории по проекту не предусмотрели. Местные жители заприметили яркую табличку с QR-кодом и обратились к властям с просьбой. После этого площадку у ДК привели в порядок за счет местной казны.
Впрочем, связь через QR-коды работает и в обратном направлении, особенно когда дело касается проблемных объектов. Один из них - школа на улице Левитана в областном центре. Достроить ее не могут уже второй год, поскольку концессионер не выполняет свои обязательства. В июле 2024-го стройку в очередной раз приостановили.
"Подрядчик возвел четыре этажа будущей школы, однако сейчас работы не ведутся. Дело в том, что финансировать такие стройки по концессионному соглашению сложнее, чем по муниципальному контракту. Концессионер привлекал средства банка, поэтому кредиторы проводили процедуры по регламенту, чтобы раскрыть финансирование по объекту", - сообщили в администрации Калининграда.
Однако работы так и не возобновились. Администрация города подала иск в суд на концессионера, что, конечно, затягивает срок строительства.
Через систему QR-кодов начали поступать жалобы от калининградцев, которые собирались отправить своих детей в новую школу. В областном правительстве обращения проверили и сделали вывод, что люди просто не знают, что действительно происходит на объекте. После этого запустили информационную кампанию и подробно рассказали о проблемах на стройке и дальнейших действиях властей.
Кстати
QR-кодами в Калининградской области оснастили восемь детсадов, пять школ, шесть культурно-досуговых центров, детскую больницу и пять спортивных сооружений. Такой проект обратной связи разработали на федеральном уровне, чтобы оценивать качество строительства и работы учреждений соцсферы.