- Мир движется к экологически устойчивому развитию, и углеродная экономика становится важным инструментом этой трансформации. Вводится новая валюта - углеродные единицы, это своеобразная виртуальная валюта, которая развивается так же быстро, как и криптовалюта. Но есть важное отличие - углеродные единицы направлены на восстановление, а не потребление природных ресурсов.
Например, добыча Bitcoin требует около 1 449 кВт·ч электроэнергии на транзакцию - достаточно для питания дома в течение 50 дней. Таким образом, углеродный след варьируется от 200 до 500 кг углекислого газа, а ежегодные выбросы майнинга Bitcoin достигают 65,4 мегатонны углекислого газа, что сопоставимо с выбросами целой страны, такой как Греция. В свою очередь одна углеродная единица эквивалентна сокращению или удалению одной тонны углекислого газа. Это совершенно иной подход: углеродные единицы стимулируют экологически чистые технологии и проекты.
Стоимость углеродной единицы зависит от типа климатического проекта, оценки его положительного экологического влияния и биржи, на которой происходит сделка. Так, в России средняя цена одной единицы - 1000 рублей, в то время как в США она может достигать 23 тыс. рублей.
Пока Российская углеродная биржа развивается на базе Сахалинского проекта, у Поволжья есть шанс выйти на международный рынок. Скептики могут сказать, что российские углеродные единицы не востребованы из-за санкций. Однако страны БРИКС уже проявляют активный интерес и заключают крупные сделки. Пример тому - сделка РУСАЛа в ноябре 2024 года: углеродные единицы, полученные в рамках проекта по предотвращению лесных пожаров в Красноярском крае, были проданы компании из Саудовской Аравии. Этот пример показывает, что локальные экологические инициативы могут стать частью глобального бизнеса.
Поволжье с его природными богатствами и инновационным подходом может реализовывать следующие климатические проекты: очистка Волги, лесовосстановление, энергоэффективность, биоэнергетика (биогазовые установки в Татарстане превращают органические отходы в энергию).
Однако не каждый проект может пройти углеродную сертификацию. Для выхода на международный рынок проекты должны соответствовать трем ключевым критериям. Во-первых, дизайн проекта должен включать расчет углеродных единиц. Во-вторых, должна быть экологическая добавочность - улучшение, которое было бы невозможно без реализации проекта. В-третьих, должна быть экономическая добавочность - нерентабельность проекта без доходов от углеродных единиц.
Для успешного участия в углеродной экономике нужны специалисты, которые понимают, как разрабатывать, внедрять и монетизировать экологические проекты. Самарский университет имени Королева, например, уже внедрил образовательные программы, обучающие студентов работе с углеродными единицами. Будущие выпускники учатся создавать стартапы, соответствующие международным стандартам углеродного рынка, и разрабатывать проекты, которые могут привлекать зеленые облигации для финансирования.