Совмещение предпринимательской, инвестиционной и продюсерской практики - нечастый пример на рынке. Изменилось ли за прошедшее время ваше видение интересов и задач предпринимателя?
Михаил Скигин: Для меня делать просто бизнес - не самоцель, нужно его выстраивать со смыслом. Вкладываясь в конкретный проект, ты начинаешь не просто ценить этот опыт, ты изменяешься сам. К примеру, мой коллега, как только стал заниматься выращиванием зерновых культур, в корне пересмотрел свои пищевые и бытовые привычки. В его семье не принято оставлять хлеб недоеденным, потому что знают ценность каждой крошки.
В моем случае опыт инвестора и продюсера в кинокомпании научил иначе смотреть любой фильм, с пониманием, сколько человеческого труда в него вложено. Ресторан "Ботаника" подтолкнул меня иначе подходить к процессу употребления пищи. WowBikes дал возможность понять разные поведенческие модели при покупке, а также особую цикличность велобизнеса. Новый опыт обретаешь, когда стремишься познать новые для себя сферы.
Кто такой, на ваш взгляд, российский предприниматель сегодня?
Михаил Скигин: В разных культурах разное понимание предпринимательства. На западе оно более эгоцентричное и сфокусировано вокруг культа личности, на востоке больше про "мы", как семья (Средний восток) или как нация (Дальний восток). Сегодня российский предприниматель, к которым я тоже себя причисляю, может более четко осознавать, что мы не только территориально, но и морально, этически находимся посередине. Для меня предпринимательство все же про командную работу - для успеха всего предприятия ты должен быть окружен людьми, которым сильно доверяешь.
Проекты, в которых вы участвуете, - из разных отраслей. Как вы принимаете решение, в какую компанию войти в качестве акционера, инвестора?
Михаил Скигин: Будучи акционером крупного бизнеса, мне доставляет удовольствие развивать проекты, которые еще на стадии "идеи на салфетке" уже несут пользу. Так, ресторан "Ботаника" в Петербурге - это про чистоту образа жизни, который мы транслируем через отношение к процессу приготовления блюд и подачи. В Москве и Петербурге открывается так много модных ресторанов, что начинаешь ценить наличие смысла в заведениях гораздо больше, чем просто вкусную еду. В концепции проекта WowBikes заложено повышение уровня культуры вождения и руления - тоже фактор полезности. В кинокомпании "Два капитана" моя роль финансиста совпадает с моей социальной миссией - через кино показать, как иначе можно преодолевать сложности на пути.
Какие бизнес-проекты вы не стали бы поддерживать, даже если бы они были выгодны?
Михаил Скигин: Не могу поддерживать проекты, не соответствующие моей философии жизни. Мир сильно меняется и единственное, что не меняется, это ускорение, с которым это происходит. Имея возможность вкладываться в проекты, чувствуешь ответственность за будущее и стараешься сделать его чуть здоровее, целомудреннее, интереснее и спокойнее. Соответственно, любые проекты, связанные с агрессией или нездоровым образом жизни, мной сразу отвергаются.
В октябре состоялась премьера фильма "Крест", который повторил успех еще одной документальной картины "Святой Архипелаг" производства кинокомпании "Два капитана", где вы являетесь продюсером, инвестором. Кинопроизводство, да еще такого сложного жанра, как документалистика, для вас это коммерчески привлекательный актив или что-то другое?
Михаил Скигин: Документальное кино - автономный жанр. Киноиндустрия, будучи сферой услуг, обслуживает потребности людей в досуге. А вот документалистика позволяет в одном кадре запечатлеть вечное и ценное, что, возможно, через пару десятков лет будет уже недоступно другим поколениям. Участие в кинокомпании "Два капитана" не столько про бизнес, скорее это то, к чему бы я рано или поздно все равно пришел.
Как вас убедили вложить деньги в кино?
Михаил Скигин: Никто меня не убеждал. Просто сам был убежден, что через кино можно донести важные смыслы. Задача продюсера - привести людей в кинозалы, а для этого нужно сделать качественный кинопродукт, который объединит думающих и чувствующих людей. А это могут сделать только фильмы, рассказывающие про нас как про простых людей, про нашу жизнь, про наши сомнения и страхи.
И так случилось, что кинокомпания "Два капитана", ориентируясь не на широкую аудиторию, попала, по сути, в каждого. Намеренный уход от производства универсального фильма для всех создал картины, которые проникают в душу, сердце, голову. И тот факт, что наши документальные фильмы преодолели границу России и попали в ограниченный прокат за рубежом, - это редкий успех для российского кино.
Фильмы производятся на личные средства или есть господдержка?
Михаил Скигин: В самом начале все снималось на собственные средства. Как только кино обрело своего зрителя, государство стало активно поддерживать через Фонд кино и Министерство культуры РФ.
Есть, гипотетически, еще и иные источники, к которым мы пока не прибегали. Например, предпродажа телевизионных прав, и нам предстоит выстроить работу в этом направлении. Денежные средства самих продюсерских компаний, но это что-то вроде резервного фонда. Кредиты, но с текущей высокой ставкой - такой инструмент становится недоступен. Российское кино сейчас активно развивается, возможно, что скоро именно кредиты станут главным источником финансирования в кино, когда банки смогут принимать нематериальные активы (кинокартины) в качестве залога, а законодатель увидит в этом целесообразность.
В чем, на ваш взгляд, успех таких фильмов, как "Святой Архипелаг" и "Крест" не только среди российской аудитории?
Михаил Скигин: "Святой Архипелаг" - первая картина из религиозного триптиха режиссера Сергея Дебижева. "Крест" - фильм-продолжение, в нем можно проследить миграцию современного жанра видеоальбома на большой экран, когда минимум текста и отсутствует четкая хронология.
Успех картин в своевременности и при этом безвременности поднимаемых вопросов в фильмах, они помогают видеть зрителю мир шире.
Сегодня человек остался один на один с глобальными проблемами. И от того еще существеннее становится потребность в семье, детях, друзьях и то, что может их объединить. А это как раз про кино. Поэтому фильм для просмотра выбирают рационально, в нем, как и в музыке, человек ищет смысл.