04.12.2024 18:22
Культура

Продюсер Алексей Козин: Авторы, которым не удается музыка, особенно увлеклись ИИ

Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №286 (9528)
Будущее искусственного интеллекта (ИИ) в музыкальной индустрии обсудили на заседании профильной секции Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации. Ведь накануне артисты нажаловались, что из-за песен, созданных ИИ с использованием их образов, все они недополучают в общей сложности до трех с половиной миллиардов рублей в год.
Алексей Козин. / Владимир Трефилов/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU
Гарик Сукачев отметил 65-летие с 11 тысячами поклонников

Пока Национальная федерация музыкальной индустрии, в которую входят лейблы "Блэк Стар", "Лотус Мюзик" и некоторые другие, предложили такое решение: контент, сгенерированный искусственным интеллектом, не подлежит монетизации и не должен охраняться как объект авторских или смежных прав. Другими словами, зарабатывать на этих песнях разработчикам предлагается запретить.

Но способен ли ИИ лишить звезд их прежних заработков или даже - вытеснить со сцены в некоторых видах творчества?! В кино ведь сгенерированные образы актеров уже "снимаются" в художественных фильмах…

Насколько велика проблема из-за того, что искусственный интеллект все решительнее вмешивается в музыку, рвется в хит-парады и на телевидение?! Да и вообще, как говорится, все больше "тянет одеяло на себя"?

Ситуацию для "РГ" прокомментировал глава одного из ведущих российских лейблов "Навигатор Рекордз" Алексей Козин. Именно здесь выходят релизы Владимира Высоцкого, Гарика Сукачева, Александра Ф. Скляра, групп "Кипелов", "Мельница" и многих других любимых нами звезд.

По сути уже началось соперничество человека и искусственного интеллекта. Оно на благо или во вред шоу-бизнесу - как считаете?

Алексей Козин: Я считаю все это глупостью, которая никак не поможет музыкальной индустрии. Потому что искусственный интеллект - это продукт, созданный компьютером. И любой человек по сравнению с ним более интересен и оригинален для успеха.

На Форуме объединенных культур в Петербурге робот Арди пел песни, музыку к которым написал ИИ. / Сергей Михеев

Редакторы на радио пока не пускают в эфир треки, созданные искусственным интеллектом. Но мне их стабильно присылают какие-то все новые авторы, которые пишут слова, а потом берут какого-то известного исполнителя, и благодаря ИИ, подбирают музыку в его стиле уже для своего трека. Забросали ими мою электронную почту!

Берут тех, кто на слуху - не хочу называть имен людей, чтоб не делать им рекламу. Тем более, что они, судя по их жалобам, так ко всему этому болезненно относятся. Звезд можно понять, ведь таким образом их фактически обкрадывают.

Но поверьте, отличить очень просто: то, что написано человеком - звучит более искреннее, иногда вне правил, но интереснее. А у ИИ - заметно, что музыка написана по схемам. Как будто пазлы. Порой не трудно угадать, что будет дальше…

Запрещение получать искусственным интеллектом авторские отчисления за песни, значит, спасет ситуацию и поможет артистам обходиться без таких ненужных им "двойников"?

Алексей Козин: Стриминговые сервисы от этого точно выиграют. Но это никак не поможет приструнить нечистоплотных людей, которые будут привлекать ИИ, но при этом указывать свое авторство. Так что это не решение. Да, ИИ стал фактором, который нельзя не воспринимать. С ним много кто экспериментирует. И те, кому музыка не очень удается, все чаще присылают мне песни, которые написаны и спеты за них этим компьютерным разумом. Добавляют: "Вот посмотри!" С мыслью вот все мучаются, сочиняют, а я вот какой продвинутый и современный!

И пока да, все это будет развиваться как такая вот милая шалость. Даже хайп. И пока решения, как с этим бороться, по-прежнему не найдено…

Что же делать, или сюжеты из фантастических фильмов про то, что Искусственный разум научится управлять и человеком, близки к реальности?

Алексей Козин: Думаю, решение придет само. Может, и от премии "Грэмми", где запрещено номинировать на награды песни, от начала и до конца созданные искусственным интеллектом. Разрешается иногда использовать его, например, только при аранжировках. Да и человек все равно делает интереснее, тем более, если это - талантливый автор. Киберспорт спорт ведь не отменил обычного спорта людей?!

И я не думаю, что условная Клава Кока теряет в популярности, потому что ее пародирует искусственный интеллект. Просто не надо забывать про здравый смысл, а нужно точно определить пределы использования ИИ в современной музыке. И все будет нормально.

Вышла новая серия антологии музыки современных композиторов "Звуковой обзор"
Поп-музыка