05.12.2024 04:29
Власть

Дмитрий Демешин: Людям нужны не отчеты и картинки, а конкретные решения

Дмитрий Демешин: Людям нужны не отчеты и картинки, а конкретные решения
Текст:  Илья Аверин (Хабаровский край)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №277 (9519)
В декабре исполняется 100 дней с инаугурации избранного губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина. В интервью "РГ" глава региона рассказал о первых итогах своей работы, решении ключевых задач и перспективных направлениях развития территории.
Читать на сайте RG.RU

Дмитрий Викторович, первоочередная задача власти - слышать жителей, решать проблемы, актуальные для большей части населения. Какие направления в этом плане вы определили для себя, ознакомившись со спецификой региона?

Дмитрий Демешин: За время на посту главы края я провел уже несколько прямых эфиров и одну масштабную прямую линию, сделал открытыми публикации в социальных сетях и внимательно читаю комментарии, посетил все районы края, некоторые - не по одному разу. Недаром наш девиз: "У Хабаровского края - нет окраин". Его поддержал и президент Владимир Путин, и сами жители.

Что касается проблем, то они во многом схожи вне зависимости от географии. Это медицина, социальная сфера, инфраструктура и транспорт, дороги, долгострои. Где-то больше жалоб в одной сфере, где-то - в другой.

Поэтому по моему поручению составлен атлас проблемных объектов. Это и есть основа Стратегии развития края, которую мы создаем вместе с жителями. Ориентироваться на атлас я настоятельно прошу чиновников всех уровней. Это реальные и законные требования людей к власти. За нас данные вопросы никто не может и не должен решать. И в ответ людям нужны не оторванные от жизни отчеты и картинки, а конкретные решения - результат.

На полях ВЭФ вы заявили, что краю необходима перестройка экономики. Важно обеспечить рост промышленного производства и валового внутреннего продукта. Какие конкретные шаги предпринимаются для решения этих задач?

Дмитрий Демешин: Хабаровский край - в самом центре Дальневосточного федерального округа, на стыке всех путей и логистических маршрутов, у границы с Китаем и на морском побережье.

Сегодня регион занимает первое место по индексу инвестиций в основной капитал и третье - по объемам инвестиций среди субъектов ДФО. По итогам девяти месяцев 2024 года объем привлеченных инвестиций в основной капитал составил 398,85 миллиарда рублей (146,4 процента к уровню 2023-го). Прогнозируемый объем инвестиций в основной капитал по итогам 2024 года - около 520 миллиардов рублей, или 114,5 процента к предыдущему году в сопоставимых ценах.

В крае реализуется целый ряд масштабных инвестиционных проектов, которые дают мощный мультипликативный эффект для экономического развития и социальной сферы не только региона, но и всего Дальнего Востока. Около 70 процентов объема инвестиций в экономику края обеспечили три масштабных проекта: строительство горно-обогатительного комбината производительностью 90 миллионов тонн руды в год на Малмыжском месторождении, модернизация железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог, строительство частной Тихоокеанской железной дороги и транспортно-перегрузочного комплекса по перевалке угля в морском порту "Эльга".

Китай этой осенью приступил к созданию пункта пропуска на своей части острова Большой Уссурийский как элемента освоения территории. Когда планируется начать работы с нашей стороны?

Дмитрий Демешин: Хабаровский край - опорный субъект России в развитии и укреплении российско-китайского стратегического партнерства. Новые перспективы усиления этой роли открывает проект запуска грузопассажирского пункта пропуска на острове Большой Уссурийский и в целом освоение острова.

По итогам ВЭФ глава государства дал поручение утвердить план мероприятий по развитию острова Большой Уссурийский и начать его реализацию уже в 2025 году. Совместно с Минвостокразвития РФ подготовлена дорожная карта. В нее включены базовые мероприятия первого этапа проекта - это строительство пункта пропуска, дороги и распространение на территорию режима ТОР.

Концепция совместного освоения острова на принципе "Один остров - два государства" предусматривает создание и реализацию совместных проектов по трем основным направлениям: транспорт и логистика, активный туризм и рекреация, развитие индустриальных площадок. Через новый пункт пропуска планируем принимать до 1,3 миллиона тонн грузов и до 1,5 миллиона человек в год.

Какие сильные стороны, ключевые точки роста в Хабаровском крае вы видите? В чем наше преимущество перед соседями и как мы можем его использовать?

Дмитрий Демешин: Мы в тройке крупнейших по площади регионов страны. У нас есть все виды транспорта: от авиа и железнодорожного до трубопроводного. Богатые недра, выход к Тихому океану, близкое соседство и партнерские отношения с КНР - это лишь часть того, чем располагает Хабаровский край.

Наша инфраструктура - залог экономической безопасности страны - связывает центральные районы России со странами АТР. Но, как я всегда говорил, наше главное богатство - люди. Колоссальный географический, а главное, человеческий потенциал Хабаровского края должен быть реализован.

Одним из основных драйверов роста экономики Хабаровского края выступает промышленное производство. Его доля в ВРП в 2024 году - 20 процентов, в том числе обрабатывающее производство - 9,2 процента, добыча полезных ископаемых - 7,9.

Мы производим свыше 30 процентов всей дальневосточной промышленной продукции. На территории края сосредоточены крупнейшие машиностроительные предприятия, реализуются масштабные программы военного и гражданского авиа- и судостроения. Предприятия-флагманы: КнААЗ имени Ю.А. Гагарина и филиал ПАО "Яковлев" - "Региональные самолеты", ПАО "Амурский судостроительный завод".

Активно развивается нефтепереработка, представителями которого в крае являются Хабаровский и Комсомольский-на-Амуре нефтеперерабатывающие заводы. В отрасли реализуются программы технического развития и модернизации действующих мощностей. Положительные результаты будут видны уже в среднесрочной перспективе.

Временно исполняющим обязанности губернатора Хабаровского края вы были назначены в мае, а в сентябре вступили в должность без приставки врио. Уже можно говорить о первых итогах работы, как вы их оцениваете?

Дмитрий Демешин: Для меня приставка "врио" ни на что не влияла. С первого дня я развернул работу правительства Хабаровского края лицом к людям. И после выборов моя задача не изменилась: вывести развитие региона на такой уровень, чтобы сюда стремились переехать жители других субъектов РФ.

Мы начали решать проблемы в медицине - "оздоравливать" отрасль. Стараемся закрыть потребность как в оборудовании и помещениях, так и в кадрах.

Сформирована хартия технологического суверенитета и импортозамещения, к ней присоединились уже более 200 предприятий разных форм и масштаба. Задача - продвигать местную продукцию на внутренний рынок. Одновременно развиваем бренд "Сделано в Хабаровском крае" для популяризации наших товаров в других регионах.

Решаем проблемы, которые копились годами: в строительстве, инфраструктуре, привлечении инвесторов. Да, мы в начале пути, сделать предстоит многое. Но подвести наших жителей мы не можем.

Что касается оценок, то их должны давать не мы, а люди. Если они довольны результатами - значит, мы справляемся с работой и не зря едим свой хлеб.

Регионы Хабаровский край