В таких условиях компаниям приходится искать новые инструменты привлечения молодежи и начинать работать с ней как можно раньше. Программы профориентации направлены уже не только на студентов и старшеклассников, но и на более юную аудиторию. Для школьников среднего звена, а тем более младших классов не годятся лекции и традиционные экскурсии, поэтому кадровики организуют для них викторины, квесты и другие любимые детьми активности.
Дорога в профессию
Вообще-то ранняя профориентация - не сегодняшнее изобретение. Скажем, Свердловская железная дорога сделала ставку на работу с детьми еще в прошлом веке: в Свердловске малая магистраль была открыта 64 года назад, а в Тюмени - 55. И сегодня настоящая дорога с маленькими вагончиками не только любимый всеми екатеринбуржцами аттракцион в парке Маяковского, но и современный профориентационный центр. Много поколений будущих железнодорожников освоили здесь профессии машиниста, помощника машиниста, дежурного по станции, осмотрщика вагонов, проводника, логиста, поездного диспетчера и т. д. В этом детям помогают различные интерактивные тренажеры, которые имитируют, например, кабину тепловоза, погрузчик, пульт диспетчера. Летом во время практики школьники закрепляют навыки на настоящей узкоколейке.
- Сейчас на детской железной дороге в Екатеринбурге занимается более 850 школьников, в Тюмени - свыше 550. Они учатся чувствовать технику как инженеры и мыслить как изобретатели. Компания заинтересована в талантливых специалистах со свежими идеями и нестандартными подходами, поэтому ищет увлеченных инженерно-техническим творчеством людей буквально со школьной скамьи, - рассказали в пресс-службе СвЖД. - Многие ребята, прошедшие здесь обучение, потом выбирают железнодорожные профессии, оканчивают техникумы и вузы и приходят работать на большие магистрали.
Возведем играючи
Компания "Атомстройкомплекс" решила пробудить у ребят интерес к строительным профессиям и архитектуре родного города с помощью настольной игры. Знаковые здания Екатеринбурга - кинотеатр "Заря", ТЮЗ, цирк, театр оперы и балета, здание мэрии - изображены на карточках популярной "Монополии". Ее участники выкупают знаменитые памятники и достопримечательности, рассчитываясь специальными купюрами с изображениями основателя города Василия Татищева, Екатерины I, уральских писателей Дмитрия Мамина-Сибиряка и Павла Бажова.
- Для детей это также возможность познакомиться с понятиями стартового капитала, вложений в недвижимость, арендной платы, в занимательной форме освоить основы финансовой грамотности. Игру мы дарим на мероприятиях, в том числе профориентационных, на городских праздниках, - рассказала директор по персоналу компании Галина Хабарова.
Кроме того, в этом году застройщик издал книгу-квест для младших школьников. С помощью 3D-очков участник знакомится со строительными профессиями и материалами. Такая "прогулка" по городу предполагает поиск ответов на местности. Книга дополнена наклейками и раскрасками, что тоже очень нравится ребятишкам. Но и это еще не все: сейчас в работе конструктор в виде знаковых архитектурных объектов города.
Бросайте кубик!
На Северском трубном заводе работают пять тысяч жителей города Полевского, и доля сотрудников в возрасте до 35 лет сегодня довольно велика - 26 процентов. На привлечение молодежи направлено немало самых разных мероприятий. В частности, кадровики реализовали идею десятиклассницы, предложившей создать настольную игру о заводе. Увлекательное путешествие по территории предприятия ориентировано на детей от шести лет и их родителей. Игроки, используя кубики, жетоны, фишки и карточки, знакомятся с производственными цехами: электросталеплавильным, трубопрокатным, трубоэлектросварочным, копровым. Для каждого объекта созданы QR-коды, которые становятся проводниками в настоящий цех: например, можно увидеть, как идет сварка трубы. Побеждает тот, кто наберет больше жетонов, передвигаясь по полю и получая знания о предприятии.
- Дети играют с удовольствием. Для нас настольная игра - хорошо забытое старое, а для современных малышей такая форма досуга нечто необычное. К тому же присутствует интерактивная часть, когда можно запустить ролик на смартфоне. Для первоклассников, получивших настольную игру в подарок, это первый шаг к знакомству с большим предприятием, - говорит управляющий директор трубного завода Дмитрий Марков.
"Настолки" со сценариями, посвященными производственным процессам, создали и на Челябинском заводе металлоконструкций. К слову, их активно обсуждают в соцсетях, что еще больше подогревает интерес к компании. Здесь игра, напоминающая "Монополию", рассчитана на более взрослую аудиторию - старшеклассников или студентов. Участники принимают заказы на изготовление металлоконструкций, распределяют персонал, материалы и бюджет, а также решают тактические и стратегические задачи и знакомятся с бизнес-процессами компании.
- Особый азарт приходит к игрокам со второго раунда, когда группа уже полностью находится в процессе работы, понимает свои задачи, - говорит директор по управлению персоналом управляющей компании Оксана Шавишева. - Потребности целевой аудитории - студентов и школьников - мотивируют на создание новых форматов взаимодействия с нашими будущими сотрудниками. Сегодня в Челябинской области достаточно высокая конкуренция среди промышленных предприятий за внимание студентов и выпускников. Перед заводом стоит важная задача - сформировать объективный имидж современных производств.
Не забывать о тестах
Эффект от использования настольных игр и других неявных методов профориентации не будет мгновенным. Формирование видения своего будущего - длительный и многофакторный процесс, резюмирует Андрей Меньшиков. Однако, по его мнению, игры могут помочь детям понять, что даже "непрестижные" профессии требуют навыков, ответственности и умения работать в команде, позволяют испытать удовлетворение от выполненной работы и чувство гордости за вклад в общий результат.
- Предприятия можно похвалить за то, что они стараются разнообразить формы работы с молодежью, но важно помнить, что игры лишь один из инструментов профориентации, их роль вспомогательная. Они эффективно работают в сочетании с другими методами: экскурсиями на предприятия, встречами с представителями разных профессий, профориентационными тестами и консультациями, - заключил эксперт.