Этот московский квартет первым официально выпустил виниловый сингл, проданный немыслимым по нынешним временам тиражом 7 миллионов экземпляров. И именно "Цветы" раньше всех начали официальные гастроли по всей стране (хотя их не пускали за границу и запрещали в СМИ; позже все-таки группа была расформирована Министерством культуры, а название запрещено как пропаганда хиппи), а их хиты - "Звездочка моя ясная", "Больше жизни", "Честно говоря" и "Колыбельная" зазвучали тогда, как говорится, из "каждого утюга": от Калининграда до Чукотки…
Да и историю российского музыкального театра с акцентом именно на рок, можно сказать, творили наперегонки они двое: композитор Алексей Рыбников и композитор, гитарист и продюсер Стас Намин. Первый своими рок-операми в театре "Ленком" - "Звезда и смерть Хоакина Мурьетты" и "Тиль". А второй - созданием в стране раннего современного музыкального театра, в репертуар которого вошли легендарный рок-мюзикл "Волосы", легендарная рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда", а потом еще много оригинальных музыкальных спектаклей, покоривших не только страну, но и мир.
А на этой неделе Театр музыки и драмы Стаса Намина празднует уже 25-летие с масштабной программой своих лучших постановок с 1999 года.
О том, что для него сегодня самое главное в театре, рок-музыке и на этом юбилее, бессменный руководитель театра и самый известный российский рок-музыкант на западе Стас Намин рассказал "Российской Газете".
Вы начинали с самого первого в мировой истории рок-мюзикла "Волосы", потом поставили первую и самую известную в мире рок-оперу - "Иисус Христос - суперзвезда". Затем был оригинальный мюзикл вашего театра "Битломания" и другие. Как вы относитесь к развитию этих жанров сегодня? Или все лучшее в рок-операх, как и в рок-музыке в целом, закончилось еще в 60-70-е?!
Стас Намин: В каждой культурно развитой стране существуют свои национальные музыкальные традиции. Обычно они мало понятны и интересны в других странах, но зато в своей - популярны и понятны для большинства людей. Это и про итальянскую эстраду, и французский шансон, это касается и мюзиклов. Конечно, есть исключения - это английская и американская музыка, которая стала в послевоенное время международной. Но весь остальной не англоязычный мир живет в своих собственных музыкальных традициях.
У нас в стране, как в той же Франции и Италии, - поп и рок-музыка тоже сугубо национальное явление, и она также никого в мире особенно не интересует.
Но это не значит, что русская рок и поп-музыка как-то принижена и не имеет права на существование. Просто мы другие. Миллионы людей в России, например, очень любят нашу "авторскую песню" и все, что сделано в этой традиции. Она тоже мало кому понятна за рубежом и не похожа ни на какую традицию в мире, хоть ее почему-то называют "русским шансоном". Именно эта так называемая российская "авторская песня" как жанр повлияла на всю остальную нашу песенную музыку - и даже на рок.
Что русскому хорошо….
Это хорошо или плохо? Или означает, что мировыми звездами в популярных жанрах нашим артистам никогда не стать?
Стас Намин: Не вижу в этом ничего зазорного. Оглядываться на то, будет ли это принято в Европе или США, думаю, не стоит, как этого не делают в той же Италии или Франции. Надо развиваться самим для своей аудитории.
Допускаю, что то, что мы делаем, эпизодически будет интересно в Китае или еще где-нибудь в Азии. Но в основном у нас, конечно, российский рынок. У меня в 80-х были амбиции выйти на мировой рынок, и я создал группу "Парк Горького" специально на экспорт, но это скорее исключение, подтверждающее правило. И если говорить о нашем Театре, то он не конкурирует ни с отечественным, ни с Бродвейским мюзиклом.
Мы в принципе не настроены на коммерческий лад и никогда не собирались играть по правилам Бродвея. Мы с самого начала пытаемся создать, если можно так выразиться, "симбиозный" жанр - работаем над созданием современных драматических мюзиклов. То есть пытаемся соединить лучшие английские и американские музыкальные традиции с традицией исконно русского драматического театра.
Поэтому у вас в спектаклях обычно минимальное количество декораций? Ведь не из-за экономии?
Стас Намин: Мы стараемся активно не пользоваться внешними эффектами, а делать так, чтобы людей захватили прежде всего драматургия, режиссура, актерская игра, профессионализм и, конечно, искренность и достоверность. Наверное, сегодня это не самое модное и не самое коммерческое направление в отечественном театре. И, может быть, не модный массовый жанр, но мы при этом не страдаем от отсутствия зрителей. Обычно у нас полные залы, несмотря на то, что мы находимся далеко от метро, что удивило Марка Захарова, который однажды пришел к нам на премьеру.
Может оттого, что мы не гонимся за модой, мы находимся в каком-то смысле в стороне от общего театрального течения.
Когда лучше помолчать
Формируя программу праздничной недели вашего Театра, вы выбирали самые знаковые спектакли или, как водится у некоторых конкурентов, самые распиаренные или даже скандальные?
Стас Намин: Честно говоря, мы ни с кем не конкурируем. Я с самого начала хотел сделать совсем другой театр, чем те, которые я у нас видел. Ведь и в 70-е, и 80-е я всегда был театралом и ходил на все премьеры. А в конце 90-х решил сделать и свой - универсальный театр с универсальной труппой.
То есть такой, где артисты одинаково высоко профессиональны в разных театральных жанрах и одновременно в актерском мастерстве, вокале, сценической пластике и современном танце. Поэтому в нашем репертуаре сегодня есть очень разные по направлению спектакли. То есть не только мюзиклы и рок-оперы, но и чисто драматические, классические театральные постановки.
Более того, есть даже спектакли, построенные исключительно на современном балете - вообще без текста и без вокала. А есть и чисто вокальные спектакли… Нам важно, чтобы зрители не замечали соединения жанров и не увлекались внешними сценическими эффектами, а через достоверность и выразительность актерского мастерства, настоящего профессионального вокала и пластики чувствовали то самое главное, ради чего мы вообще работаем и создаем что-то на сцене.
Ведь если спектакль не трогает сердца и душу зрителя, то мне кажется, его и не имеет смысла играть…
В результате, за четверть века у нас постепенно собиралась труппа, которая, по мнению театроведов Европы и Америки, где мы много гастролировали, одна из самых универсальных, интересных и сильных в этом направлении в мире.
Как понять "Пиковую даму"
Знаете ли вы сами - благодаря чему?
Стас Намин: Словами трудно сформулировать, чем мы отличаемся от других, лучше прийти и посмотреть своими глазами. В этом году, понимая, что труппа собралась уникальная и действительно творческая во всех отношениях, я решил сделать эксперимент и предложил самим актерам собственными силами поставить спектакль с начала и до конца "под ключ". И они, не привлекая никого извне, своими силами создали новый драматический мюзикл "Пиковая дама" по Пушкину.
Мюзиклы по русской классике - вообще явление редкостное и не простое, тем более по Пушкину…
Стас Намин: Да, специфика этого жанра не позволяет слишком глубоко войти в литературную глубину и изящество оригинального текста. Мюзикл - это все-таки изначально развлекательный эстрадный и водевильный жанр.
Но ребята отнеслись к этому очень серьезно. Сами написали музыку, аранжировки, либретто, создали сценографию, создали режиссуру и все, что с ней связано. И, к моему удивлению, у них получился уникальный результат - настоящий драматический мюзикл, который никого не оставляет равнодушным. И даже знаменитый режиссер, классик российского театра Анатолий Васильев, побывав у нас на премьере, отозвался о нем самыми высокими словами.
А программу юбилейной недели мы создавали просто: в двух постановках, с которых мы начинали 25 лет назад ("Волосы" и "Иисус Христос - суперзвезда"), мы решили собрать всех самых ярких актеров, которые поработали в театре за эти годы, и соединить их с настоящим действующим составом. Думаю, получились феерические спектакли (улыбается).
Покажем и другие наши важные постановки - первую футуристическую оперу "Победу над солнцем", "Космос" по рассказам Шукшина и документальную драму Михаила Шемякина "NY. 80-е. МЫ". И нашу детскую театральную студию, одну из лучших в городе, которую закончили уже более тысячи детей.
Сейчас не время для пафосных концертов
Выйдете ли вы сами на сцену? Может, и с группой "Цветы"?
Стас Намин: Думаю, я что-нибудь скажу перед началом каждого спектакля, так как зрителям будет интересно узнать, что произойдет на сцене в этот вечер. А про "Цветы"?! Группа работает с театром с самого начала, еще с 1999 года. Начинала с мюзикла "Волосы", продолжила на рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда", потом участвовала в "Битломании" и в разных других спектаклях. И в юбилей театра "Цветы", конечно, будут на сцене. Они - тот самый классический рок, которого уже почти нет в нашей стране, даже в мире его очень мало осталось, но который, по сути, является основой всего, что происходит в популярной музыке.
Знаете ли вы секрет столь долгой "выживаемости" "Цветов"?
Стас Намин: Наша группа существует уже 55 лет и конечно не гонится за сегодняшней модой. Стиль "Цветов" взял начало с того, на чем мы все воспитывались - это музыка Beatles, Rolling Stones, Pink Floyd, Led Zeppelin и других настоящих рок-н-рольных героев, которые в свое время перевернули весь мир.
Но юбилей театра - это все-таки не юбилей группы "Цветы" (улыбается). Их круглую дату мы собираемся без большого шума отметить в следующем году. Думаю, что это будет у нас в Зеленом театре. Да, 50-летие мы отмечали в Государственном Кремлевском дворце с множеством гостей. И предыдущие юбилейные концерты были большими и громкими, но подобных пафосных концертов у "Цветов" в ближайшие годы точно не будет.
55-летие мы решили сделать очень камерным, для "друзей" (улыбается).
Когда нет начальников
Вы волшебным образом успеваете очень много: пишете симфоническую музыку, которую исполняют и записывают лучшие оркестры мира, считаетесь одним из лучших гитаристов страны, по-прежнему пишете песни для своей группы "Цветы", создали в 80-х, а недавно восстановили группу "Парк Горького" уже в международном формате и для ХХI века. А еще - представляете в России, Европе и США вернисажи своей живописи и графики, а то и выставки фотографий и в России, и за рубежом.
Недавно на телеканале "Москва-24" появилась ваша авторская программа "Приключение улиц" об истории Москвы и еще много всего… Как при этом выглядит ваш кабинет и рабочее место в нем - гитары, мольберты, ноты, объективы и ежедневник, чтобы ничего не забыть в планах на завтра?
Стас Намин: Что касается рабочего места, то это фактически весь театр, при этом в него входит и живописная мастерская, и фото-студия, и студия звукозаписи, и видеостудия, и репетиционные актерские, балетные и вокальные залы театра. Ну и так далее (улыбается). Ну а комната, которая называется моим кабинетом, больше похожа на какой-то музей или склад всего, что постепенно накапливалось за многие годы.
Люди, которые туда заходят, не могут спокойно сидеть и разговаривать со мной по делу, а ходят вокруг и рассматривают все, что там висит или лежит (улыбается). Что касается ежедневника, то это привычка за последние, может быть, 30 или больше лет…
У меня нет начальников, поэтому реальная жизнь для меня важнее, чем все расписания. Оно у меня только для того, чтобы ничего не забыть, так как уж слишком бывает много всего одновременно (улыбается).
И что, нет никаких секретов?
Стас Намин: Я работаю очень много, но при этом у меня почему-то всегда есть свободное время для всего, что я хочу…. Однажды моя дочь Маша спросила у меня, в чем секрет того, что я так много успеваю, и я ей смешно ответил, а теперь вам тиражирую этот ответ: "Я делаю все быстро, но никуда не тороплюсь" (улыбается).
Ширвиндт часто заходил в гости
Каким вы видите будущее своего театра через 25 лет?
Стас Намин: Через 25 лет меня, скорее всего, уже в живых не будет (опять улыбается), поэтому я могу только надеяться, что театр будет продолжать работать, так как актеры и все, кто там работает - мои единомышленники и разделяют со мной творческие амбиции, принципы и надежды. Конечно, мне было бы очень приятно, чтобы театр существовал и развивался даже без меня. Но это примерно, как спросить, чтобы я хотел, чтобы было с моими детьми после меня….
Шура Ширвиндт любил приходить на наши театральные закулисные праздники и всегда говорил, что у нас удивительная атмосфера, как в большой счастливой семье. Действительно, весь театр - это мои дети, и я бы хотел, чтобы они, прежде всего, были счастливы и занимались своим любимым делом, а в данном случае любимое дело всей команды и есть наш театр.
О традициях на Новый год
За недавние месяцы произошло много неожиданных событий - и в стране, и во всем мире - тех, которые мы не могли представить еще недавно. Что поэтому вы пожелаете себе, а может, и всем нам под бой новогодних курантов на будущий 2025-й год?
Стас Намин: Новый год я, как и многие, всегда отмечаю в семье и с мамой. Слава Богу, она жива, ей 96 лет, и она уже прапрабабушка. В прошлом году в 95-летие, мама выпустила пятое издание своей книги "Своими глазами", дополненное и расширенное. И мне кажется, это одна из лучших авторских книг о современной истории, где об очень серьезном прошлом говорится не по архивам и чужим книжкам, а о том, что человек видел сам своими глазами.
Так вот, мое пожелание людям банально, но искренно. Я всегда желаю всем счастья! В этом слове несколько значений, это значит одновременно и здоровье, здоровье близких, все виды успехов, включая творческие и коммерческие. Без этого всего счастье, наверное, невозможно.
Но главное для счастья - это Любовь в самом широком смысле этого слова. Если человеку это дано, то, когда это все вместе соединяется, он чувствует себя действительно счастливым!
Ну а что касается тоста, то если в новогоднюю ночь у людей будет желание спеть мою песенку "Мы желаем счастья вам", значит у них все хорошо! Это и будет мой тост (улыбается).
Группа "Цветы" - самая долго существующая у нас в стране. В 2019 она отметила на сцене Государственного Кремлевского дворца свое 50-летие. А теперь "Цветам" уже 55, и недавно они записали новый альбом "Летать".