Однако, как сообщили "РГ" в федеральном министерстве, никаких официальных документов в ведомство пока не поступало.
Татарстанские парламентарии считают, что среди подростков идет целенаправленное распространение идей радикализма и насилия. Поскольку дети являются наиболее уязвимой частью общества, это способствует прямому вовлечению их в незаконную деятельность. Депутаты полагают, что социально-психологическое тестирование поможет выявить детей, предрасположенных к совершению подобных преступлений.
В Минобрнауки Татарстана "РГ" сообщили, что не против подобных исследований, но отметили: родители имеют право от них отказаться. А руководитель пресс-службы Госсовета РТ Ольга Благодарова пояснила: пока речь только о проекте, который проходит предварительное рассмотрение в Совете законодателей.
- Сейчас мы ждем ответа, а потом будем двигаться дальше. На данном этапе важно подключить к обсуждению экспертов, - сказала Благодарова.
Да, у всех на слуху трагические случаи стрельбы в школах, колледжах, вузах, а травля, перетекающая в жестокие драки, похоже уже стала новым печальным трендом. У Татарстана есть свой трагический опыт: в мае 2021 года в казанскую гимназию N 175 ворвался с охотничьим ружьем ее бывший ученик, 19-летний Ильназ Галявиев. В результате стрельбы погибло девять человек, более двадцати получили ранения.
Сделает ли более спокойной школьную жизнь новая инициатива? Помогут ли тесты, как полагают депутаты, выявить детей, предрасположенных к насилию? Могут ли сегодня педагоги-психологи (по данным минпросвещения, в школах, детсадах и техникумах работает около 57 тысяч таких специалистов) выявлять подобные наклонности?
- Инициатива непрофессиональная. Никаких тестов и объективных анализаторов для выявления склонности к насилию и экстремизму не существует. Причины этих явлений коренятся в совершенно других, более глубоких вещах, - прокомментировал "РГ" инициативу депутатов заслуженный учитель РФ, директор Центра образования N109 Евгений Ямбург. - Сегодня, по данным педиатров, у нас абсолютно здоровых детей только 13 процентов. У остальных - различные проблемы. На первом месте, увы, психоневрология. Мы все знаем о громких случаях стрельбы в школах. А кто стрелявшие? У одного парня опухоль мозга с детства, у другого - юношеская форма шизофрении. Здесь не помогут тесты. Нужна ранняя диагностика. Опытные психологи и психиатры владеют этими инструментами. Другое дело, что мы категорически не имеем права без согласия родителей применять эти методики. Моя боль в том, что в какой-то период нашей истории в стране фактически исчезли медико-психолого-педагогические службы, которые создавались в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. А благодаря такой вот службе мы в свое время смогли не "упустить" одного из моих учеников. Дело почти дошло до "уголовки", но мы выяснили: у ребенка - юношеская форма шизофрении. Она лечится, но только до 14 лет. А потом наступает распад личности. Мы успели, отправили мальчика в Институт Сербского. Его вылечили.
Что делать? По мнению Ямбурга, нужно активно восстанавливать медико-психолого-педагогические службы, а также увеличивать бюджетные места для обучения педагогов-дефектологов. Но пока дефектолог выучится и придет в школу, пройдет лет пять-шесть. А действовать нужно уже сейчас.
- Поэтому на каждом факультете, где учат будущих педагогов, студентам надо давать основы дефектологии, психологии и психиатрии. Не для того, чтобы они занимались дифференциальной диагностикой - это дело специалистов, а для того, чтобы видели, кто перед ними в классе, и могли предупреждать конфликты, - подчеркнул Евгений Ямбург.
Роман Демьянчук, доцент кафедры психологии, образования и педагогики Санкт-Петербургского государственного университета:
- Современная психологическая служба в образовании обладает достаточным арсеналом средств для того, чтобы выявлять те или иные негативные состояния детей. Разумеется, в случае необходимости проводятся и скрининговые исследования, которые направлены на выявление групп риска. Что касается непосредственно подобного социально-психологического тестирования, то всегда возникает вопрос о ресурсах: кто будет его проводить? По каким методикам? И еще есть специфический момент. Подобные тесты, особенно если они составлены не очень корректно, могут иметь обратный эффект, связанный с привлечением внимания и повышением интереса детей к тем или иным вопросам.
Мадина Булатова, мама двоих школьников, Казань:
- Мои дети недавно проходили психологическое тестирование. Было четыре блока вопросов. И они, на мой взгляд, довольно абстрактно и непонятно сформулированы для ребенка. Моему младшему сыну 13 лет. Он при ответах путался. Там был, к примеру, вариант "У меня сейчас плохое настроение, я готов кого-то стукнуть". Сын просто из шалости ответил на него утвердительно. И что - потом его на какой-то учет поставят? Я считаю, такие тесты ничего не дадут. Кому надо, тот все эти уловки обойдет. Главное, чтобы микроклимат был в классе хороший, а психолог - не для галочки.