Вечер четверга в грузинской столице проходил довольно спокойно. Еще при свете дня я прогулялся по всему проспекту Руставели и обнаружил: город живет самой обычной жизнью, словно и нет никаких резонансных протестов. Огромное количество народа шагает туда-сюда: школьники идут с уроков, многие люди возвращаются с работы, а кто-то просто совершает неспешный променад по главной улице Тбилиси.
Обстановка у парламента тоже была спокойной: никаких столпотворений протестующих, только мимо проходящие туристы и местные жители. Присмотревшись, обнаружил, насколько же эти сторонники евроинтеграции Грузии замарали здание: на его стенах повсеместно видны следы от разных красок. Кстати, перед парламентом даже в это время находилась полицейская машина: стражи порядка следили за тем, чтобы не было "сюрпризов" от оппозиции.
Продолжаю свой путь по проспекту и уже около театра Руставели замечаю толпу поклонников Запада, устроивших небольшой митинг у театральных стен. Но все это проходит под бдительным надзором полиции: перед входом в театр выстроено значительное полицейское оцепление.
В кафе разговорился с официанткой. Она рассказала, что думает о причинах происходящего в стране. "Старшее поколение грузин знает русский, хорошо относится к России. А молодежь ориентирована на ЕС и Запад, говорит преимущественно по-английски. С 2008 года их перестали учить русскому языку. А кто в этом виноват? Сами взрослые", - отметила девушка.
Уже по темноте решил пройти по улицам, параллельным проспекту Руставели. Там уже совсем немноголюдно, даже как-то слишком сумрачно - фонарей здесь явно не хватает. Важный штрих: на каждом переулке стояла полицейская машина с включенной мигалкой, перекрывая движение в сторону проспекта. Такую картину я наблюдал каждые несколько сот метров. Красноречивое свидетельство того, насколько ответственно грузинские правоохранители относятся к обеспечению безопасности. Иными словами, они перекрывают не только сам проспект Руставели, но и близлежащую территорию.
В Тбилиси продолжаются протесты против приостановки переговоров в ЕСТеперь собственно о ночных протестах. Первое впечатление - визуально демонстрантов стало значительно меньше, чем накануне. Причем как непосредственно около парламента, так и в целом на проспекте Руставели. Обстановка у здания законодательного органа была почти такой же, как и в ночь на четверг: вполне мирное стояние оппозиции, сопровождаемое свистами и периодическими выкриками. Правоохранители же, как и ранее, контролировали подходы к парламенту с трех сторон: прямо у входа стоял спецназ, а защита флангов была прерогативой полиции.
И все же кое-что поменялось в сравнении с предыдущим протестом. Во-первых, чаще на глаза стала попадаться молодежь в балаклавах, сновавшая в толпе среди прочих "проевропейцев". Судя по всему, эти молодчики собрались на Руставели как раз для того, чтобы нападать на силовиков. Еще одно наблюдение - крайне раздражающее использование оппозицией зеленых лазерных указок, которыми они светили в глаза силовикам. Стало очевидно, что протестующие целенаправленно хотят вывести правоохранителей из себя и спровоцировать их на первый жесткий шаг. Но спецназовцы и полицейские стойко выполняли свой долг, не обращая внимания на подлую тактику оппозиционеров.
Митингующие стали подходить к спецназу все ближе, располагаясь на нижних ступеньках парламента. Какой-то сторонник евроинтеграции схватил мегафон и начал выкрикивать в толпу различные лозунги. В силовиков несколько раз швырнули какие-то предметы (судя по всему - камни), а самую большую провокацию этой ночи осуществила какая-то школота. Группа подростков "от горшка два вершка" фейерверками обстреляла спецназовцев, но те даже в этом случае не стали вестись на провокацию.
Постепенно правый фланг начал пустеть: стоявшие напротив полицейских оппозиционеры стали покидать территорию, разбредаясь кто куда. В итоге, как и в прошлый раз, в районе двух часов ночи протест сторонников евроинтеграции Грузии себя исчерпал. И хотя он снова прошел в относительно мирном русле, некоторые радикалы своими провокациями откровенно пытались перевести протест в "горячую стадию". Но благодаря выдержке силовиков им это не удалось.