На форуме "Аэронекст 2024" председатель общественно-экспертного совета правкомиссии по реализации нацпроекта БАС Глеб Бабинцев попросил замглавы Минпромторга Василия Шпака прокомментировать идею, которую 2 декабря озвучил вице-премьер Виталий Савельев о возможной "пересборке" нацпроекта.
"Главная идеология пересборки нацпроекта, который, без сомнения, надо пересобирать, это определение четкого, конкретного перечня сценариев использования создаваемых беспилотников, и подтверждение этих сценариев конкретными финансово-экономическими расчетами", - заявил Шпак.
Первый год реализации проекта, по его словам, показал, что "мы не до конца понимали, куда идем", сейчас же нужно не просто разрабатывать и производить беспилотники, а "решать конкретные отраслевые задачи с необходимой экономической эффективностью при помощи беспилотных авиационных систем". Если таких расчетов у претендента на госсубсидию не будет, - "тренируйтесь сами, не за счет государства", отметил замминистра.
"Если государство в это инвестирует, должен быть очевиден экономический эффект. В противном случае мы создадим кучу всего, что потом торжественно положим на полку. Это основной риск, который мы увидели в этом году", - подчеркнул Шпак.
Сейчас, по его словам, основной заказ на беспилотники идет со стороны специальной военной операции. Если в начале 2023 года противник в этом направлении имел преимущество, то сегодня "ситуацию удалось переломить, и у России в определенной степени есть превосходство не только в штуках, но и технологическое". И рано или поздно весь наработанный потенциал нужно будет "конвертировать в гражданку".
"Давайте начнем с трех-пяти сценариев, подкрепим их реальными моделями. Создадим некий индустриальный стандарт, чтобы была унификация по компонентам. Мы не должны распылять ресурсы, чтобы каждый опять делал самый лучший беспилотник в мире. Мы должны в рамках одной платформы создать лучший набор модульных решений, которые можно будет использовать под нужды конечного заказчика", - отметил замминистра.
Президент Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем "Аэронекст" и исполнительный директор НПП "Радар ммс" Иван Анцев согласился, что "изобретать велосипеды, которые не будут применимы в рынке, бессмысленно". При этом он рассказал, что на создание одной модели БАС от научно-исследовательских работ до испытания опытных образцов у предприятия ушло около 10 лет. Разрабатывали беспилотник без конкретной цели, но потом адаптировали под определенную задачу, и он уже начал приносить прибыль.
Шпак на это ответил, что опыт коллег, которые работают под нужды СВО, показывает, что беспилотник можно создать за полгода. И подчеркнул, что в России уже сформирован хороший задел по БПЛА, есть и опыт эксплуатации, и базовая платформа, поэтому сроки создания дронов должны быть предельно сокращены.
"Скорость внедрения технологий и скорость масштабирования сценария в большой степени зависят от регулирования - а это наше слабое место. Нормативка - критический вопрос, который тормозит развитие БПЛА, нужно дорабатывать много нормативных актов, "поженить" технику и правила", - указал Глеб Бабинцев.
Сегодня, по его словам, взаимозависимые аспекты регулирования в этой сфере разбиты по разным нормативным актам. Их начинают корректировать, упуская при этом некоторые связанные нормы. Он предложил не "штопать лоскутное одеяло", а системно все поменять, создав отдельный свод законов для беспилотников.
Наличие этой проблемы не отрицали представители Росавиации и профильных министерств, принимавшие участие в форуме. Площадкой для разработки отдельного законопроекта, регулирующего сферу БАС, могла бы стать Госдума, считает депутат Дмитрий Гусев, возглавляющий в нижней палате парламента подгруппу по БАС. Он сообщил, что в течение декабря в Госдуме ждут предложений от всех участников рынка для определения дальнейшего фронта работы.