В прошлом году мировой рынок больших данных достиг 220,2 млрд долларов, говорится в исследовании Marketsand Markets, а к 2028 году он может вырасти до 401,2 млрд долларов. При этом, по словам гендиректора АНО "Цифровая экономика" Сергея Плуготаренко его объем может вырасти до 319 млрд руб. до конца 2024 года.
Значительный сегмент рынка больших данных составляет геоаналитика, то есть подробное изучение того или иного района со всеми показателями. Например, покупательная способность его жителей определяется через средний чек в магазинах или ресторанах. Или пешеходный или автомобильный трафик с точки зрения перспективы развития торговых площадей, загруженности транспортной инфраструктуры и многого другого.
Так, например, платформа "МТС Геоэффект" изучила более 50 000 посетителей 15 крупнейших ИТ-мероприятий и совместно с hh.ru проанализировала эту аудиторию.По их данным, более 60% участников IT-мероприятий по кибербезопасности, DevOps (бэкэнд-разработке) и ИИ - мужчины, а менее 40% - женщины. При этом более 80% слушателей форумов по предпринимательству, инновациям в бизнесе, HR и медицинским технологиям оказались женщинами. Около 65% участников проживают в Москве и Московской области. Среди посетителей из других регионов лидируют Санкт-Петербург и Астраханская область.
В исследовании, которым ознакомилась "РГ", отмечается, что доходы 4% участников IT-форумов по кибербезопасности превышают 300 тыс. рублей, что на 20% больше среднего по отрасли. При этом 60% посетителей имеют доход ниже 100 тыс. рублей, 20% - от 100 до 150 тыс., и 16% - от 150 до 300 тыс. рублей. В среднем, продолжительность пребывания на мероприятии составила до 1 часа, после двух часов нахождения на площадке 80% участников покидают мероприятие, но 35% из них возвращаются в течение дня для повторного участия в нетворкинге.
"Геоаналитика все активнее используется бизнесом не только для анализа турпотока, но и для составления портрета посетителей мероприятий и торговых точек, а также оценки эффективности бизнеса. В частности, мониторинг объектов позволяет на основе обезличенных данных посетителей лучше понимать аудиторию ИТ-мероприятий. Это позволит продуктивнее планировать будущие события и адаптировать их под интересы аудитории в 2025 году", - отмечает руководитель центра Геосервисов МТС Алексей Роговцев.
В то же время использование и оборот таких данных остается предметом рассмотрения регуляторов. Осенью 2024 года был принят закон, ограничивающий оборот персональных данных граждан.
Речь может идти не только сервисах сотовых операторов, отслеживающих трафик сотовых сетей и о маркетинге и развитии бизнеса, как заказчиках такой информации, отмечают эксперты. В числе основных потребителей геодезисты и картографы. "Сегодня все реестры строятся с использованием геоданных. Геоаналитика здесь крайне важна, но государство его тоже использует. Главные потребители это государственный сегмент на сегодняшний день. Второе по значимости это логистика, причем под логистикой мы можем понимать как B2B, B2G, так и B2C проекты", - отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Один из ярких примеров - Яндекс.Такси, которые собирают геоаналитику и геоданные, чтобы прокладывать маршруты. "И в ряде городов, например в Москве, они сотрудничают с властями, чтобы разгружать дороги", - отмечает Муртазин.
Такие данные не выпускаются на рынок в полном объеме, но используются компаниями в коммерческих целях, например продаются по запросу по тому или иному конкретному объекту, отмечает эксперт. При этом правоприменительной практики, ограничивающей оборот такой информации, на сегодняшний день нет. В первую очередь за счет отсутствия классификации таких данных.
"Например у меня есть данные о передвижении моей машины, которые есть в навигаторе. Являются ли они данными, которые регулирует государство? Однозначно нет. И я могу делать с ними все, что угодно. Например, передать их разработчику этой навигационной программы, что сегодня и происходит. А вот когда эти данные агрегируются некоей компанией и появляется совокупность данных - вот эти данные в теории попадают под регулирование. Но сегодня это четко не описано", - отмечает Муртазин.
Человек определяется по четырем географическим точкам однозначно - об этом неоднократно говорила президент ГК InfoWatch, председатель правления АРПП "Отечественный софт" Наталья Касперская.
"Просто трек машины в отрыве от дорог, по которым ездит эта машина, не нужен никому. Я еду вот по этой улице, рядом со мной туда-то едут другие машины - вот для этого описаний и техрегламентов сегодня не существует. С картографией немного лучше, потому что там только неподвижные объекты. А логистика выпадает из этой зоны", - отмечает Муртазин.