Вы легко переносите день рождения как "жанр" - огромное количество поздравлений и пожеланий, девятый вал "общих" чувств переключаете на секретарей? Есть ли у вас в этот день островок чего-то личного - возможности побыть в тишине, поговорить с кем-то на необязательные темы?
Михаил Пиотровский: Я к дням рождения отношусь спокойно. Я их, в общем, не справляю. Никаких праздников, торжественных собраний и застолий у нас по этому поводу не бывает принципиально. Разве что вечером, собравшись вместе узким семейным кругом, поедем где-то поужинать, но, может, и дома посидим - вот и все.
Понятно, что при этом существует целый вал поздравлений, и люди приходят за этим в Эрмитаж. Но поскольку это происходит в Дни Эрмитажа, то я и воспринимаю это - смешно - как некую часть эрмитажного церемониала: ну, всем спасибо.
В Эрмитаже в эти дни все время проходят церемонии в честь святого Георгия, святой Екатерины, и все это сливается так, что, в общем, особенно не утруждает и не осложняет жизнь.
А что касается "времени для себя", то его как раз в Дни Эрмитажа особенно не бывает. Но, в общем, я умею находить время для того, чтобы заняться любимым делом - думать и читать. Мне это удается.
Я, конечно, тоже поздравляю других с днем рождения, как правило, людей, причастных к миру культуры. Буквально недавно поздравлял с днем рождения нашего замечательного друга Эмилию Кабакову. И Илья был великим другом Эрмитажа, и она. И это люди, которые несколько лет твердо произносят слова о необходимости сохранения культурных связей с Россией.
Ну и сюжет современного искусства у нас все время присутствует в Эрмитаже благодаря коллекциям Кабакова.
Почти совпадающий с вашим день рождения Эрмитажа вы придумали?
Михаил Пиотровский: День рождения Эрмитажа, конечно, куда более значим, хотя, да, мы его придумали. Точнее, вычислили. У нас все не как у людей, у Эрмитажа, как известно, нет даты основания. Но мы знаем, когда была куплена первая коллекция Гоцковского, и высчитали, что, возможно, к осени или к зиме она уже попала в Петербург. А в декабре - день святой Екатерины, и Дни Эрмитажа вокруг него - десятки выставок, концерты, встречи, интервью, все очень насыщенно… Ну и приятно ощущать, что у тебя в эти дни еще и день рождения. Слияние с Эрмитажем - это такая великая вещь. И возникает такая немножко проповедь. Мы же все частичка Эрмитажа. Для настоящих эрмитажников это очень важно. И может быть, немножко воспитывает.
Однажды вы говорили, что никогда не тоскуете по ушедшему времени. Современность для вас всегда интереснее?
Михаил Пиотровский: Я действительно никогда не говорю: вот была жизнь в университете, когда я был молодой... На каждом этапе жизни есть и новые идеи, есть и потери (теряется прежде всего связь с людьми или событиями). И есть новые вызовы. Они и интересны. Умение отвечать на эти вызовы, находить свою нишу, свое место - важно в каждом возрасте. И так получалось, что у меня это всегда было. Начиная с археологических экспедиций в университете и заканчивая бесчисленными вызовами Эрмитажа - на некоторые из них я до сих пор не могу ответить.
Директор Государственного Эрмитажа Михаил ПиотровскийНу а если это получается - отвечать на вызовы, - то это самое интересное, что может быть. Но даже если не получается, то у времени все равно есть свои особенности.
И точно так же в том, что связывает тебя с твоей страной. На каждом этапе ты должен найти себе место. А если руководишь громадным учреждением, то найти место и ему. И этот поиск всегда был и снова есть.
Да, теперь новые времена и новый поиск своего места, и для себя, и для Эрмитажа, и для культуры. Это интересно, и поэтому каждое время хорошо.
И сколько бы ни было жизни впереди, все равно в ней тебя ожидает много разных интересных решений и удовольствие от правильности этих решений.
И от того, что в целом что-то там меняется в хорошую сторону.
Официально
Указом президента России Владимира Путина Михаил Пиотровский награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени.