Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков на прошлой неделе сообщил о планах внести проект базового закона "О платформенной экономике" в 2025 году. По оценке политика, назрела необходимость четкого регулирования цифровых платформ, требуется определить ответственность участников этого рынка. Его коллеги по парламенту считают важным доработать законопроект в части вопросов труда и глобальной конкуренции.
Напомним, что в начале декабря председатель Правительства РФ Михаил Мишустин поручил Минэкономразвития России совместно с другими ведомствами разработать проект федерального закона "О платформенной экономике в Российской Федерации". В правительстве исходят из того, что цифровые платформы - сложившаяся и устойчивая бизнес-модель, которая не только встроилась в общую канву потребительского рынка, но и подстегивает его развитие.
При разработке и рассмотрении законопроекта необходимо учитывать общий контекст ее развития, отмечают независимые эксперты. Обсуждение документа уже состоялось на заседании Ассоциации цифровых платформ. Председатель Экспертного совета при Правительстве РФ, научный руководитель Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Ярослав Кузьминов предлагает разделять разные уровни цифровых платформ: классифайды, маркетплейсы, сервисы и цифровые торговые предприятия. Особенно важно учитывать этот момент при разработке регулирования, чтобы получить наиболее эффективную модель и создать условия для устойчивого развития.
"Цифровые платформы вносят самый большой вклад в мировую экономику. К 2030 году он должен составить от 2,7 до 6 процентных пунктов. Именно платформы расширяют рынок до масштабов глобального, обеспечивают каждой потенциальной сделке максимально возможный выбор потребителей и поставщиков. И, в конечном итоге, делают товары и услуги доступными более широкому, чем в офлайне, кругу потребителей", - уверен эксперт. Финальный макроэкономический эффект таких решений на несколько порядков превосходит возможные перекосы, о которых традиционно любят говорить противники платформизации.
Еще один важный результат развития платформенной экономики - стимулирование предпринимательской активности. Это обеспечивает устойчивый заработок и дополнительную занятость сотням тысяч людей. По результатам исследований ВШЭ, несколько миллионов человек уже смогли существенно улучшить свое благосостояние. Учитывая значение отрасли, Ярослав Кузьминов рекомендует максимизировать ее саморегулирование. Тем более, что универсальных методов регулирования таких разных бизнес-моделей, как те, что существуют в платформенной экономике, на сегодняшний день не придумано.
В Госдуме пока определяются с перечнем ближайших задач в этой сфере. Председатель Комитета ГД по экономической политике Максим Топилин обращает внимание на социальные аспекты платформенной занятости. По его оценке, есть вероятность конфликта между организованной торговлей и платформенным продвижением товаров. Механизм самозанятости используется не так, как планировалось изначально: легализация серого сектора экономики имеет мало отношения к условным курьерам, которые не платят социальные взносы, но при этом фактически имеют постоянную занятость.
Другая проблема связана с отсутствием внятных механизмов формирования пенсии этой категории работников. Их пенсионные отчисления носят добровольный характер, при этом требования к конкретным суммам и периодичности отсутствуют. Все эти вопросы требуют незамедлительного внимания и решения, уверен Максим Топилин.
Заместитель руководителя фракции ЛДПР Станислав Наумов предлагает включить в число приоритетов вопросы укрепления конкурентоспособности нашей страны на глобальной арене. Наумов отмечает принципиально важную задачу: создать условия для экспансии российских платформ на международном рынке. Кроме того, необходимо сохранить за собой и отечественного потребителя. Тем более, что ключевые зарубежные игроки уже сейчас активно борются за этот ресурс. Эта тенденция усиливается, а, значит, нужно поддерживать развитие российских платформ. "Нам нужны экосистемы, способные не просто выстоять, но и задать новый уровень мировых стандартов в отрасли", - уверен депутат. И если регулирование будет излишне жестким, это ограничит гибкость реагирования российских платформ на изменения в экономической ситуации, они начнут проигрывать на длинной дистанции конкурентам из других стран.
Еще одна задача, по мнению Наумова, - поддержка российских производителей. Система цифровых агрегаторов позволяет существенно упростить логистические процессы и экономить затраты. Необходимо разработать долгосрочную стратегию развития платформ, учитывая потребности отечественного бизнеса в выходе на внешние рынки. Включая финансовые инструменты и помощь в вопросах сертификации и лицензирования.
Такой подход депутатов разделяют эксперты. Комментируя итоги круглого стола, замдиректора Института экономики, управления и права МГПУ Вадим Ковригин отмечает важность оперативной разработки регуляторных механизмов в сфере платформенной экономики. "Это вопрос уже назрел. Популярность платформ растет - от объемов сделок до количества платформенно занятых. Безусловно, часть аспектов можно отдать под саморегулирование, но определенный блок задач должен оставаться государству. В первую очередь, в вопросах труда: с учетом специфики, взаимоотношения между работником и платформой сложно отладить, исходя из привычных норм Трудового кодекса. Однако и прикрывать самозанятостью постоянный формат работы тоже нельзя. Необходимо решить этот вопрос, избегая вытеснения платформенно занятых в серую зону".
По мнению эксперта, нужна единая система взаимодействия всех участников рынка. "Сейчас даже простой вопрос контроля качества товара решается на разных платформах по-разному. Есть нюансы по срокам доставки и гарантийному обслуживанию. Принятие закона о платформенной экономике позволит эти проблемы нивелировать. Главное - избежать перегибов, чтобы чрезмерная регуляция не привела к снижению предложения и повышению цен", - подчеркивает эксперт.
По мнению главного редактора научного журнала "Маркетинг и логистика" Ольги Жильцовой, законопроект о платформенной экономике необходим для защиты прав всех участников рынка, в первую очередь, потребителей товаров и услуг. При этом речь должна идти не о закручивании гаек, а про создание условий для повышения эффективности уже работающей модели. "Необходимо сохранить существующие возможности для жителей: получать доступные по цене товары в сжатые сроки практически в любой точке страны. А также разработать варианты поддержки локальных российских брендов в освоении новых рынков сбыта. Это задача для законодателей и профильных чиновников", - считает главред.
"Однако многое зависит и от самих платформ, их добросовестности во взаимоотношениях с контрагентами. Чтобы механизм саморегулирования работал, все договоренности должны исполняться в плановом порядке, без злоупотреблений на правах сильной стороны. Нужно регламентировать условия начисления штрафов, изменения договоров оферты, блокировки личных кабинетов продавцов и владельцев ПВЗ. Наконец, предусмотреть возможности досудебного разрешения споров. Необходимо создать единые принципы и следовать им. Это сделает работу системы более стабильной и комфортной для всех участников рынка", - добавила эксперт.