10.12.2024 09:25
Общество

Велотреку - 45: Как живет и развивает велоспорт легендарный олимпийский велодром

Текст:  Мария Павлова
Олимпийский велотрек в столичном Крылатском 28 декабря 2024 года отметит свое 45-летие. Уникальный спортивный объект был возведен в 1979 году к Олимпиаде-80 и до сих пор остается самым большим крытым велодромом в Европе. Длина его велополотна, сделанного из сибирской лиственницы, составляет 333 метра, а угол виражей достигает 42 градусов. К моменту проведения Игр трек был одним из самых быстрых в мире - благодаря его геометрии спортсмены могут развить на велосипедах скорость до 90 км/час. О том, как сейчас живет легендарный велодром, почему стоит обязательно посмотреть на его полотно вживую, и что делать, если хочется попробовать трековый велоспорт, - в репортаже "РГ".
/ Фото: РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Наша съемочная группа приехала на велотрек рано утром в середине рабочей недели. За окном едва пробило семь часов, на улице темнота, снег и холод. Но в самом центре стадиона уже кипит жизнь. В эти часы здесь тренируются любители и поклонники трекового велоспорта. До выхода на работу они успевают накрутить десятки километров. Любительский трековый велоспорт в стране развивается очень быстро, еще несколько лет назад его не было вообще. Как только приверженцы активного образа жизни разъезжаются по офисам, на трек выходят спортивные школы, где занимаются уже настоящие и будущие профессионалы и лидеры сборной страны. Так каждый день.

45 лет назад открылся легендарный велотрек "Крылатское"

- У нас 10 велошкол, это профессиональные спортсмены. И 32 велоклуба, это любители - рассказывает гендиректор велотрека Владимир Баранов.

Внутри у полотна сразу чувствуется особая атмосфера. Как говорят сами спортсмены, это особое место, пропитанное духом Олимпиады, скоростями, характерами, силой воли. Здесь буквально все имеет свою историю. И нет "случайных" людей: потому что просто так зайти с улицы, взять велосипед и выехать на полотно не получится. Доступ к треку есть только у подготовленных спортсменов и только в присутствии тренера - прежде всего, для безопасности как самого человека, так и окружающих его велогонщиков.

Факт: полотно на велотреке - до сих пор оригинальное из сибириской лиственницы 1979 года. По словам гендиректора, даже когда требуется заменить или обновить ту или иную часть, используются бруски, которые хранятся с момента возведения. Сибирская лиственница - действительно уникальное по жесткости дерево: не зря же на Руси все мосты строились из этого дерева, оно от возраста только крепче, отмечает Владимир Баранов.

Архивные кадры строительства и первых соревнований на олимпийском велотреке в Крылатском

- Начиная с 1980 года по сегодняшний день, на велотреке установлено 168 мировых и европейских рекордов. Это официально зарегистрированные, - говорит он.

Рекордсменов и чемпионов можно встретить, просто "прогуливаясь" по территории трека. Будь то нынешние звездочки сборной Алина Лысенко, Дарья Шмелева и Яна Бурлакова. Или те, кто сейчас уже тренирует, а всего несколько лет назад также писал велоисторию России и велодрома в Крылатском. Среди таких: Константин Куперасов - чемпион мира, чемпион Европы, рекордсмен мира.

Константин скромничает, вспоминая один из самых драматичных финалов юниорского чемпионата мира 2009 года, который проходил здесь в Крылатском. Пятнадцать лет назад он и его со-командники Виктор Манаков, Иван Савицкий и Матвей Зубов в непредсказуемой гонке вырвали золото у мощной команды Австралии. В заезде - командном преследовании на 4 км - длиной чуть более четырех минут было все - и жесткое падение у соперников, и потеря одного из своих на половине дистанции (допустимо по правилам - прим. ред.), отыгрывание отставания, наращивание преимущества, безумные по тем временам скорости… Кто скажет после такого, что трековый велоспорт не зажигает? Вы просто не смотрели гонки с трибун.

- Костя, ты всегда знал, что после гоночной карьеры станешь тренером?

- Нет. Когда я занимался профессиональным велоспортом, любительских клубов вообще не существовало, да и в принципе любителей-велосипедистов. Только-только начинал зарождаться триатлон любительский. Когда я заканчивал карьеру в велоспорте, думал, что никогда больше не сяду на велосипед (смеется - прим. ред). Надоело.

- Но что-то пошло не так?

- Да… Где-то через пять лет купил себе на день рождения велосипед. И пристрастился заново.

- Ты ощущаешь, что людей на треке становится все больше?

- Любителей становится на велотреке больше - это сто процентов, и, думаю, все, кто здесь находится, это ощущает. У меня в команде количество людей я бы не сказал, что выросло, но сейчас люди стали целенаправленно заниматься как будто профессионально: более усиленно, с ежедневными тренировками. А раньше велоспорт был больше как хобби выходного дня.

Болельщица на соревнованиях Гран-при по трековым гонкам. / Евгений Биятов/РИА Новости

Одна из учениц чемпиона мира - Марина Летаева. Всего за несколько сезонов эта красивая блондинка не только с нуля освоила как шоссейный, так и трековый велосипеды, но и выиграла много подиумов, а также стала первой в России чемпионкой мира среди любителей (но пока не на треке, а на шоссе). Парадокс, но Марина попала на трек случайно - получила в подарок от друзей велосипед и тренировку. После этого жизнь уже не была прежней. Спортсменка признается, что главный ее соперник - она сама.

- Мы с тренером всегда ставим какие-то новые цели. Вот, например, дистанция два километра. В прошлом году я проехала ее за 2 минуты 29 секунд. Это хороший результат, я считаю. Мы хорошо поработали. Мне стало интересно, а смогу ли я так еще проехать? Я никогда ни с кем не борюсь. Мне интересно самой, что я могу показать. Поэтому люблю тренироваться, у меня азарт появляется - как в следующий раз я смогу проехать? Стала ли я чуть быстрее? Чуть сильнее? Ты никогда не знаешь, как получится на соревнованиях. Интересен сам процесс тренировок, а соревнования - это уже как праздник, ты выходишь и показываешь результат работы, - говорит Марина. - Сейчас трек для меня - это как умыться, сходить в душ, почистить зубы… Это образ жизни. Даже если я устала на работе или был тяжелый день, я приезжаю на трек, сажусь на велосипед и понимаю, что он дает мне силы.

После таких слов, конечно, хочется попробовать испытать похожие эмоции. Есть страх, глядя на высоту полотна, коленки трясутся. Много вопросов в голове - как выбрать велосипед, с чего вообще начать, а есть ли необходимые данные для занятия на треке и еще много всяких "а что если…"? Десятки людей вокруг кажутся такими профи. Велосипед и форма каждого как отдельное произведение искусства. Шум пристегивающихся педалей и звук колес, скользящих по сибирской лиственнице, здесь звучат словно музыка.

- Физическая подготовка важна, потому что велоспорт - один из самых тяжелых видов спорта, соответственно с дивана будет очень сложно садится на любой велосипед, не говоря уже о трековом, - рассказывает мастер спорта, победитель и призер международных и российских велогонок, тренер Максим Разумов. - Специфика существует, здесь нет тормозов, нет переключения передач, поэтому нужно уметь достаточно хорошо владеть велосипедом. Для начала всегда берется персональная тренировка, мы смотрим на навыки человека, насколько он понимает и соображает, что здесь нужно делать. Любой человек может освоить, просто кто-то быстро, кто-то медленнее.

Болельщица на соревнованиях Гран-при по трековым гонкам. / Владимир Астапкович/РИА Новости

- Какие наиболее частые ошибки совершают на треке новички?

- Одна из самых частых ошибок - люди забывают, что на трековом велосипеде постоянно крутится колесо, то есть оно само по себе не останавливается и не нужно "параллелить" педали. Второй момент. Бывают люди, которые приходят первый раз на трек, а до этого катались на обычном велосипеде где-то в парке или в детстве, думают, что в принципе нет ничего проще, чем кататься… Они выезжают и забывают, что на треке есть определенные правила поведения как на спортивном объекте. Просто так тут не покататься, нужно уметь ездить. Они забываются и начинают чудить, - говорит Максим.

Сурово и ответственно. Понимаешь, что не просто так, каждый, кто давно катается на треке, призывает иметь холодную голову и никогда "не выключать мозги". Зато, когда научишься, можно действительно почувствовать себя настоящим спортсменом.

Болельщица на соревнованиях Гран-при по трековым гонкам. / предоставлено пресс-службой Cyclingrace

Вместе с развитием и популяризацией любительского велоспорта, как следствие стали появятся различные турниры и старты. Борьба на них идет нешуточная. В осенне-зимний сезон практически каждую субботу, когда не соревнуются профессионалы, то выявлять сильнейшего в межклубных баталиях выходят любители. Есть два турнира - Лига мастеров и Sputnik Track, каждый разделен на несколько этапов. Мы побывали на обоих стартах. Дисциплины те же, что и у профи на официальных мировых турнирах - от индивидуальных до групповых заездов. В каждом из этапов, как правило, есть и спринтерские, и темповые гонки.

Болельщица на соревнованиях Гран-при по трековым гонкам. / Антон Денисов/РИА Новости

- В отличие от гонок, которые есть на шоссе, здесь на треке чистая скорость. Эстетика, красота трека - это действительно нечто классное, - делится мастер спорта, чемпион России, тренер Евгений Тихонин. - Плюс, я считаю, что для зрителей трековые гонки в разы интереснее для просмотра, чем шоссейные, потому что здесь все как на ладони, всегда можно увидеть всю гонку от начала и до конца.

Мы стоим под полотном в зоне разминки команд. Идет групповой спринтерский заезд, шум от трибун и музыки стоит грандиозный, в момент, когда участники проносятся мимо нас, услышать друг друга сложно. На вопрос о том, какая у него самая любимая гонка на треке, Женя улыбается - гонка по очкам. "Просто нравится мне, она у меня хорошо получается. Гонку с выбыванием боюсь немножко ездить, но тоже интересная. Вот эти две гонки, наверно, самые любимые", - говорит он.

Групповая гонка по очкам на олимпийском велотреке. Во время гонки спортсмен должен набрать как можно больше очков на промежуточных финишах. Обычно гонщики разыгрывают места на протяжении 50-90 кругов (количество кругов зависит от ранга старта). / предоставлено пресс-службой Cyclingrace

Трековый велоспорт - действительно радость для глаз. А во время групповых стартов здесь вообще одновременно происходит множество действий, резкие атаки, красивейшие обгоны и отрывы. Несколько часов на трибунах пролетают незаметно.

- В принципе, если человек уже освоил основные навыки езды на треке, то есть умеет сам находиться на полотне, чувствовать скорость, давать смены, то можно начинать принимать участие в соревнованиях даже в первый сезон с индивидуальных гонок на время. Они не требуют какой-то специальной подготовки. Групповые гонки я уже отдаю на выбор каждого человека. Кому-то риск групповых гонок интересен, кого-то он, наоборот, останавливает, люди не хотят участвовать, я не настаиваю никогда, - рассказывает Евгений Тихонин.

Групповая гонка по очкам на олимпийском велотреке. Во время гонки спортсмен должен набрать как можно больше очков на промежуточных финишах. Обычно гонщики разыгрывают места на протяжении 50-90 кругов (количество кругов зависит от ранга старта). / Евгений Биятов/РИА Новости

Вылавливаю на финише спортсмена. Он спускается к боксу своей команды, только закончил групповую гонку, в которой занял призовое место. Еще не отдышался, глаза блестят, румяный...

- Для меня, как для любителя, такие старты - это возможность применить силу и навыки, которые нам дают тренеры. Чтобы показать их в гонке, чтобы посоревноваться с такими же ребятами. Выяснить, кто из нас сильнее, мотивированнее, умнее, хитрее, быстрее, смекалистее. Если бы не было этих гонок, мы бы не тренировались, - рассказывает велогонщик Максим Урьяш, он гоняет на треке уже 8 лет.

- Побеждает самый быстрый или хитрый? - допытываюсь у спортсмена.

- Побеждает самый думающий среди сильных. Чтобы добиться успеха в трековом велоспорте, ты должен быть целеустремлен, должен думать, анализировать свои ошибки, постоянно следить за ситуацией вокруг себя, быстро принимать правильные решения, реагировать на изменения и тренироваться.

Снова про голову. В пору сравнивать велоспорт с шахматами. И полотно (считай, доска) есть деревянное, и фигуры на нем двигаются и съедают друг друга в тактической борьбе… Угадываю!

- Опиши трековый велоспорт несколькими словами.

- Это когда у вас пульс 190, и вы в шахматы играете. А приз - это кирпичом по лицу и проигравшему, - смеется Максим. Отпускаю его отдыхать.

Групповая гонка по очкам на олимпийском велотреке. Во время гонки спортсмен должен набрать как можно больше очков на промежуточных финишах. Обычно гонщики разыгрывают места на протяжении 50-90 кругов (количество кругов зависит от ранга старта). / предоставлено пресс-службой Cyclingrace

Болельщики на трибунах не расходятся до конца. Потом семьи спускаются к подиуму и приветствуют победителей и участников на церемонии награждения.

- Женя, какой совет можешь дать тем, кто только начинает кататься на треке?

- Верить в себя, - улыбается Евгений Тихонин. - Иногда кажется, что есть ребята, которые давно и намного быстрее ездят, их никогда не догнать. Но на самом деле один-два сезона, если ты действительно регулярно тренируешься, есть большая вероятность занять призовое место, постоять на тумбочке, достичь того, к чему большинство наверно и стремится.

Верить в себя. Какие простые, но важные слова для каждого, кто идет к своей цели.

Время на велотреке не замечаешь, настолько завораживает красота и стремительность происходящего вокруг. Это не просто красивое с точки зрения архитектуры здание. Мы увидели настоящий дом для людей, искренне любящих спорт, смелых и решительных. Сорок пять лет для здания - это много или мало? Как бы то ни было, желаем велотреку процветать и продолжать мотивировать людей на занятия таким по-настоящему многогранным и интересным видом спорта.

"Кручу педали". Как устроен любительский шоссейный велоспорт в Москве
Образ жизни Москва