Напомним, что сейчас все штрафы за нарушения Правил дорожного движения идут целиком и полностью в региональные бюджеты. Выявил инспектор на дороге нарушение, привлек водителя к ответственности - тот заплатил штраф в казну региона.
Точно такой же принцип работает и с камерами фотовидеофиксации нарушений. Штрафы, вынесенные с их помощью, тоже отправляются в региональные бюджеты.
Однако это не устроило министерство финансов. И совершенно справедливо. Действительно, почему регионы наживаются на нарушениях водителей, а федеральный бюджет с этих штрафов ничего не имеет? Напомним, только в прошлом году было получено более 119 миллиардов рублей в качестве водительских штрафов.
Больше всего доходы от штрафов составили в Москве (22,7 млрд рублей), Московской области (14,5 млрд) и Санкт-Петербурге (6,5 млрд). Причем стоит отметить, что с каждым годом доходы от дорожных штрафов только растут. Об этом свидетельствует статистика ГИБДД.
Речь не идет о том, что с каждым годом у нас растет количество нарушителей на дорогах. Нет. Дело в том, что совершенствуются способы их выявления. Увеличивается количество камер. А именно на них приходится максимальное количество выявленных нарушений и выписанных штрафов.
Более того, у нас уже принято в доход бюджета закладывать штрафы. Казалось бы, нонсенс. Но это обычная история при планировании бюджетов регионов. То есть они заранее закладывают в него, что определенное количество водителей нарушат правила движения и получат штраф, который потом оплатят.
Такой принцип уже даже получил название - "штрафная экономика". Ведь властям не нужно заботиться о дорожном движении. Нужно только деньги собирать с проезжающих по дорогам. А поводов для этого много. Можно ограничить скорость, можно запретить обгон или поворот. Можно организовать автобусную остановку так, что ее не объедешь без выезда на встречную полосу.
А еще стоит напомнить, что правительство поддержало законопроект, который увеличивает штрафы за некоторые нарушения в полтора раза. Более того, этот законопроект лишает водителей возможности заплатить в положенный срок штраф со скидкой в 50%. Правда, дает возможность заплатить со скидкой в 25%. Причем увеличивает сроки такой уплаты с 20 до 30 дней.
Примечательно, что оба законопроекта практически не обсуждались. Первый вносится в виде поправок ко второму в Бюджетный кодекс. А второй - в виде поправок в поправки ко второму чтению в КоАП об увеличении штрафа за езду без ОСАГО.