Только в 1984 году чудом уцелевшие образы удалось переместить в фонды Лодейнопольского историко-краеведческого музея. Его сотрудники на протяжении сорока лет делали все от них зависящее, чтобы сохранить иконы, но возможностей для полноценных реставрационных работ у районного музея не было. С открытием в селе Рождествено под Гатчиной Международного центра реставрации в 2023 году стало возможно попытаться дать образам новую жизнь.
Для художника-реставратора древнерусской живописи Дмитрия Пейчева работа с иконами из Лодейного Поля стала по-настоящему долгожданной. Впервые он увидел их 12 лет назад, еще работая в Русском музее. В 2011-2014 годах вместе с заведующей отделом реставрации Русского музея Еленой Азарниной ему довелось вернуть к жизни самую древнюю икону из собрания Лодейнопольского музея ("Преподобный Александр Свирский в житии", 1592 год), сегодня она экспонируется в Тихвинском музее.
- До открытия Центра у Ленинградской области не было возможности реставрировать такие крупные комплексы икон. А делать это где-то на стороне, по договору подряда, стоит сумасшедших денег, - объясняет Дмитрий Пейчев.
В марте 2024 года он возглавил в Центре мастерскую реставрации темперной живописи и получил полную поддержку руководства в вопросе реставрации икон из Лодейнопольского музея. И уже 5 сентября на специальных автомобилях иконы и фрагменты иконостаса доставили в Рождествено, где они будут находиться на временном хранении.
По словам реставратора, уникальность этого музейного собрания в том, что все иконы были созданы одной мастерской в одно время, находились в одном храме, составляя единое произведение церковного искусства. Тогда как большинство сохранившихся иконостасов, попавших в советские годы в состав Музейного фонда, были разделены, иконы из них оказались в разных музейных коллекциях.
На своем историческом месте, в Троицком соборе Александро-Свирского монастыря, этот классический пятирядный высокий иконостас включал праотеческий, пророческий, праздничный, деисусный и местный ряды (сверху вниз). Иконы из праотеческого, пророческого и деисусного рядов дошли до нас почти в полном составе; из нижнего, местного, ряда сохранилось лишь несколько.
- Но даже в том виде, в котором он есть сейчас, это очень мощная и впечатляющая экспозиция, - говорит реставратор. - Полностью отсутствует только праздничный ряд. Где он, мы до сих пор не знаем. Иконы из него гораздо меньше по размерам, чем остальные, они сюжетные. После того как мы начнем раскрывать авторскую живопись на оставшихся иконах, можно будет примерно понимать, что искать, и, возможно, какие-то следы праздничного ряда еще найдутся.
До того как красоту старинных образов смогут увидеть ценители иконописи, пройдет еще много времени. Оно будет заполнено трудом специалистов по спасению и воссозданию культовых произведений на досках. Примерно половина икон находится в относительно хорошем состоянии. У других красочный слой и грунт полностью потеряли связь с основой, и эти вздутия "горами" стоят на поверхности доски. Но главная проблема поступивших в Международный центр реставрации произведений - плесневое заражение, а значит на первом этапе их ждет фунгицидная (антигрибковая) обработка.
- У плесени есть свойство уходить вглубь материала и существовать там до 10 лет, в то время как анализ поверхности будет показывать отсутствие грибка. Но любая питательная среда, которая войдет в икону, может вернуть эту плесень к жизни. Поэтому основная методика реставрации - укрепление глютиновыми (животными) клеями - здесь неприменима. Животный клей разбудит грибок, и тот прорастет во все стороны. В данном случае мы будем использовать синтетические клеи, - рассказал Дмитрий Пейчев.
Параллельно с антигрибковой обработкой пройдут химико-микробиологические исследования, которые помогут создать "персональный портрет" каждого образа. Ведь даже две соседние иконы в иконостасе по прошествии веков оказываются в разной "кондиции". Поэтому их реставрация требует строго индивидуального подхода.
После того как поверхность икон будет стабилизирована, настанет этап технико-технологических исследований, включающий в себя съемку в рентгеновских лучах и в инфракрасном спектре. Задача специалистов - выявить авторскую живопись под позднейшими наслоениями, установить особенности рисунка и характер и объем утрат. Согласно планам, к концу 2025 года реставраторы смогут представить результаты частичного раскрытия первых двух икон от "поновлений", сделанных в XIX веке. Это позволит оценить объем работ со всей коллекцией и приблизительные сроки их проведения. Но уже сейчас понятно, что для столь большого собрания они измеряются многими годами.
Выбор очередности реставрации делается в пользу тех икон, которые первыми смогут обеспечить целостную экспозицию.
- Берем центральную икону из пророческого ряда - в нашем случае это "Богоматерь на престоле", - раскрываем ее и соседнюю, по правую руку от Богоматери, икону пророка Давида. Затем идет стоящая по левую руку икона пророка Соломона. Три центральные иконы из одного ряда, три из другого - и вот уже можно воссоздать образ иконостаса. Приоритет будет отдан центральным иконам пророческого и праотеческого рядов, - рассказал собеседник "РГ".
Иконы, поступившие в хорошем состоянии, коллектив профессионалов может реставрировать по нескольку штук в год. Но часть фактически состоит из свободно лежащих фрагментов.
- Они выглядят как доски, на которые высыпали десять тысяч паззлов! Их можно собрать и вклеить на свои места - но эта работа займет не год и не два, а пять и более лет. И после этого все равно придется пройти все остальные этапы реставрации, - говорит Дмитрий Пейчев.
Впрочем, для икон, которые сегодня представляют собой доски с остатками красочного слоя, тоже есть варианты экспонирования еще до завершения их полного воссоздания. Так, их можно показывать для демонстрации того огромного пути, который приходится пройти, чтобы вернуть икону к жизни.
Для икон из монастыря в Лодейном Поле в будущем могут построить специальное здание, где отреставрированным произведениям будут обеспечены необходимые климатические условия. Возможно, иконы даже удастся разместить в родном убранстве, в отреставрированной части резного иконостаса.