В 2023 году, по данным Росстата, в России было произведено высокотехнологичного медицинского оборудования на 50,3 миллиарда рублей. Причем при подсчете учитывались сложные приборы для облучения, реабилитации, электрическое диагностическое и терапевтическое оборудование. По сравнению с 2021 годом, когда было выпущено аппаратуры на 38,6 миллиарда рублей, рост составил более 30 процентов. А за последние пять лет этот показатель вырос почти в три раза.
По данным Минпромторга России, если в 2021 году доля отечественных медицинских приборов на внутреннем рынке составляла 20 процентов, то по итогам 2023 года - уже 29 процентов. Утверждения, что наши разработчики и производители медтехники отстали от всего мира "на всю жизнь", опровергают факты.
"Реализуются исследования по созданию высокотехнологичной продукции для центров ядерной медицины, а также другой самой современной диагностической и лечебной аппаратуры, расходных материалов и медицинских изделий, - рассказал президент ассоциации "Росмедпром" Юрий Калинин. - Достигнутые результаты дали основания для пересмотра проектных показателей развития медицинской промышленности до 2035 года. В частности, предусматривается увеличение доли отечественных медицинских изделий до 50 процентов рынка".
Важную роль в этом процессе играют предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые передают современные технологии для производства медицинской техники. Так, на секции здравоохранения Международного военно-технического форума "Армия-2024" обсуждалась подготовка плана развития медицинской промышленности в Российской Федерации на период до 2030 года.
Минпромторг России и Консорциум "Медицинские технологии" ведет совместные работы, итогом которых стала стандартизация и унификация медицинского оборудования отечественного производства для вновь возводимых военно-медицинских госпиталей Минобороны России.
"Такой подход уже обеспечил экономию бюджетных средств в размере порядка 250 миллионов рублей при оснащении первых шести госпиталей в рамках обеспечения СВО и значительно поддержал отечественного производителя. Планируется, что к концу года сумма экономии превысит миллиард рублей", - сообщил заместитель начальника по перспективным проектам Управления имуществом специальных проектов (УИСП) Минобороны России Сергей Огарков.
Вторым совместным проектом УИСП и консорциума стал запуск комплексных контрактов. По словам Сергея Огаркова, такой механизм решает ряд задач: Минобороны России как заказчик получает уже застрахованное оборудование, работоспособность которого полностью обеспечена на 5 лет вперед вместо одного года. При этом ведомство оптимизирует затраты, экономит бюджетные средства на сервисном обслуживании, так как все это достигается без увеличения конечной стоимости техники. А для отечественного медпрома такой механизм является дополнительным инструментом поддержки.
Активизировали свою работу в непростых условиях и компании - производители высокотехнологичной медицинской техники.
- Экономические санкции Запада даже в чем-то помогают, потому что мы начали работать по-другому, - рассказал "РГ" президент компании "МТЛ", член президиума "ОПОРЫ России" Анатолий Дабагов. - Сначала был шок, логистика комплектующих стала безумно сложной и долгой, надо было ее выстраивать заново. Например, англичане нам сразу отказали в поставках некоторых комплектующих, мы долго искали в России поставщика и нашли его в Татарстане. Пришло осознание, что надо опираться на свои силы и переходить на производство в России ключевых компонентов. И сейчас самым активным образом занимаемся этим и проводим линию по достижению технологического суверенитета.
Компания производит высокотехнологичное медоборудование - маммографы, компьютерные томографы, рентгеновские аппараты различных модификаций, включая мобильные. Разрабатывает оборудование с новыми характеристиками. Как любое сложное техническое изделие, это сложная и точная механика, электроника, сложное программное обеспечение и т.д.
- Сейчас мы уверены, что в 2025 году выведем на рынок линейку оборудования, две трети которого будет разработано и полностью производиться на территории Российской Федерации, - продолжает Анатолий Дабагов. - А в 2026 году закончим разработку и выведем на рынок оставшиеся виды оборудования, все ключевые компоненты которых тоже будут отечественными. Для этого сейчас строим еще один завод по производству ключевых компонентов.
Хотя с введением экономических санкций многие испытали шок, длился он недолго. Компании нашли новых поставщиков, выстроили новую логистику, обратили внимание на отечественные разработки и перспективные научные коллективы. В общем, наша медицинская промышленность не сдалась под санкциями, а развивается, однако темпы развития могли быть и больше. Но причина не в санкциях, а во внутренних противоречиях.
- В 90-е годы медицинской промышленности дали льготу - отменили на нее НДС, чтобы клиники меньше платили за дорогостоящее оборудование, - рассказывает Анатолий Дабагов. - Она очень помогала, пока сложную медтехнику ввозили из-за рубежа. Но как только мы начинаем производить высокотехнологичное и дорогостоящее оборудование сами, ситуация меняется. В обычном налоговом режиме при продаже сложного оборудования его производителям уплаченный за комплектующие НДС возвращают. Но те компании, которые производят их для медицинской аппаратуры самостоятельно, платят за это НДС, увеличивая тем самым себестоимость изделий. Ну какой разумный бизнесмен будет развивать их производство здесь, если те же комплектующие можно завезти из-за границы без НДС? Если мы хотим, чтобы медицинская промышленность развивалась внутри страны, эту льготу надо отменить, то есть вводить для наших изделий НДС как для всех.
Законопроект об этой поправке по инициативе отрасли правительство РФ внесло в Госдуму, он успешно прошел Комитет по промышленности и торговле и Комитет по охране здоровья. Но законопроект застрял в Комитете по налогам и бюджету и целый год лежит без движения. В итоге из-за этой проволочки его могут просто отозвать.
Принятых государством мер поддержки медицинской промышленности вполне достаточно, говорят представители отрасли. И хотя сейчас основным препятствием для быстрого развития является высокая ставка рефинансирования, предприятия продолжают развиваться, внедрять новые технологии, оцифровывать технологические процессы, расширять экспортные поставки. Наше высокотехнологичное медоборудование и комплектующие покупают не только страны СНГ, но и государства Латинской Америки, Европы, начинается экспорт в страны Африки. Отрасль ждет принятия плана развития медицинской промышленности на период до 2030 года, который должен обозначить новые цели и стать важным стимулом ее развития.