Это объединение военных художников по-своему уникально. В некоторых странах есть подобные (студия при минобороны Беларуси, академия при Народно-освободительной армии Китая), но они более молодые, им от 21 до 64 лет.
Наша носит имя Митрофана Грекова, "баталиста раннего соцреализма". Донской казак Митрофан Мартыщенко (это его имя при рождении) стал художником еще до революции. Учился у Ильи Репина и мастера батальной живописи Франца Рубо, воевал на фронтах Первой мировой. Талант баталиста раскрыл в Гражданскую. Служил в Первой конной армии. Его ценили Клим Ворошилов и Семен Буденный.
С мольбертом в трибунал
Небольшую экскурсию по Студии военных художников им. Грекова для меня проводит ее директор Татьяна Самарская. Спрашиваю: а сохранилась ли мастерская самого Грекова? Оказалось, в Москве нет и быть не может. Умер великий художник 27 ноября 1934 года, а Студию создали 29 ноября по приказу Ворошилова, и не только в честь Грекова, который дружил с маршалом. Но и по грековским заветам: настоящим военным художником не стать, если не понюхать пороху.
Изначально сюда брали талантливых красноармейцев. Первое название: изомастерская самодеятельного красноармейского искусства. Все художники с началом боевых действий с маршевыми ротами уходили на войну: на советско-финскую, затем на Великую Отечественную.
Шедевры создавали быстро. В учебники вошел плакат "Отстоим Москву!", созданный грековцами Николаем Жуковым и Виктором Климашиным за одну ночь осенью 1941 года. Утром художники отнесли плакат в издательство, а на следующий день он был развешан на всех улицах Москвы.
Нужны были не только мужество и талант, но и находчивость. Так, на Нюрнбергском трибунале Жуков сделал двести рисунков: судей, свидетелей и, конечно, нацистских преступников. Нацисты понимали, что их рисуют, закрывали лица, отворачивались. "Тогда Жуков из первых рядов пересел в самый дальний ряд и рисовал, держа в левой руке бинокль, а ребром ладони правой руки удерживал альбом на коленях", - рассказывает Татьяна Самарская.
Показательно: будущий народный художник СССР (с 1963 года) Николай Жуков родился в 1908 году в семье царского прокурора. Работал иллюстратором и графиком: от эскизов конфетных фантиков до обложек журналов. В 1941-м ушел на фронт рядовым, воевал в артиллерии. Затем - военкор "Правды". С 1943 по 1973 год - худрук Студии им. Грекова.
Пожалуй, это лучшая иллюстрация карьеры грековца. Кстати, за всю 90-летнюю биографию студии определением "художник-грековец" могли похвастаться порядка 150 человек. Не сказать что много. Но здесь отсутствует понятие "текучка кадров". Хотя работа тяжелая и напряженная.
Сегодня в студии 35 художников, выпускники лучших вузов: Суриковского института, Академии Глазунова или Академии Андрияки. Самому младшему 30, а народному художнику РФ Владимиру Таутиеву 87 лет, из них стаж художником-грековцем 55 лет.
"Под словом "художник" мы подразумеваем все виды искусств: живописцы, иконописцы, скульпторы, графики, реставраторы и пр.", - уточняет директор.
Экипаж машины боевой
Человеческое восприятие так устроено, что все исполинское завораживает. Я сейчас про громадные панорамы и диорамы. Или вспомним огромные монументы и горельефы Евгения Вучетича (он художник студии с 1943 по 1960 гг.). Но есть и жанры, которые не столь зрелищны, но важны. Представьте школьную тетрадку. Обычную, в линейку или в клетку. Что ее связывает с легендарным коллективом?
"В советское время были школьные тетрадки с Лениным, Гагариным, Зоей Космодемьянской. Все было забыто на десятилетия. А почему бы не сделать тетрадку в честь, скажем, экипажа танка "Алеша"? - говорит Татьяна Самарская. - Зампред Госдумы Анна Юрьевна Кузнецова поддержала идею. И наш график такую сделал, пензенская типография отпечатала первый тираж. И... сто тысяч тетрадок ушли за один день! Хотя сначала было сопротивление: это не будет продаваться. Еще как продается. Я зашла в магазин: лежат стопки обычных зеленых тетрадок. А с танком - разобрали, лежит одна, помятая, ее только поэтому и не взяли".
Спрашиваю: а как разрабатывали дизайн обложки? По впечатлениям от резонансного видео? Оказалось: три танкиста приехали в студию, позировали.
И это только начало, впереди новые герои на новых тетрадях.
А ну-ка, девушки
Все течет, некоторые изменения есть и в Студии военных художников. С некоторых пор появились девушки: три живописца и скульптор. Для всех поколений грековцев советской поры это новация, никогда такого не было.
Хотя студии это на пользу. "Девчонки у нас такие, что дадут фору мужикам", - смеется директор Самарская. Кстати, и она первая в истории студии директор-женщина.
Не меняется главное: завет Митрофана Грекова о пользе запаха пороха для творчества. Ваять скульптуры и создавать полотна можно и нужно в мастерских в Москве, но сюжеты грековцы черпают "на боевых пленэрах", в составе фронтовых бригад. Сейчас - на СВО. Сами говорят: зарисовки бойцов и местные пейзажи делаются лучше в окопах, блиндажах и подвалах. А если еще и под звуки летящих снарядов, то получаются стоящие работы. Недавно коллективу вручили орден "За заслуги в культуре и искусстве" - это первое учреждение минобороны, которое получило такой.
"Хотя у нас работают лучшие из лучших и с отличным образованием, но на военного художника нигде не учат, - резюмирует Татьяна Самарская. - Это состояние души".