Для тех, кто не знает, разъясним: буквально до вчерашнего дня в стране регистрация сделок дарения проходила через многофункциональные центры. И ситуация наглядно показала, что этот порядок не создает достаточного уровня защиты прав граждан.
Точнее, подобной лазейкой стали пользоваться аферисты, которые под разными предлогами уговаривали граждан "просто зайти в МФЦ и подписать". Зачастую люди, которых профессионально обрабатывали мошенники, даже толком не понимали, что они делают. В абсолютном большинстве жертвами таких походов становились пожилые или больные граждане. В основном такие люди были введены в заблуждение и верили, что ставят подписи под каким-либо другим документом.
Второй и весьма многочисленной категорией тех, кого обманывали, становились граждане, злоупотребляющие выпивкой.
Все эти жертвы мошенников не имели ни знаний, ни сил, ни материальных возможностей отстоять в суде свои права на "подаренное" мошенникам жилье. Но даже единицы обманутых - те, кто все-таки доходил до суда, выслушивали один и тот же аргумент: они сами без принуждения пришли в МФЦ и добровольно подарили квартиру или дачу.
Теперь обращение к нотариусу становится обязательным, даже если дарение происходит внутри одной семьи - между родственниками. Законодатели рассчитывают, что новый порядок серьезно снизит вероятность мошенничества с недвижимостью. Он стал работать после вступления в силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 574 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (от 13.12.2024 N 459-ФЗ).
В пояснительной записке к тогда еще законопроекту его авторы уверяли с цифрами и данными в руках, что передача недвижимого имущества нередко сопровождается обманом или давлением на дарителя. И подчеркивали, что особенно это касается пожилых людей, граждан с зависимостями или психическими расстройствами.
Теперь ситуация с дарением будет выглядеть следующим образом. Нотариус обязан будет проверить, соответствует ли содержание сделки воле дарителя, разъяснить человеку правовые последствия его подарка и исключить риск мнимых или притворных договоров. Это должно предотвратить возникновение ситуаций, когда даритель, введенный в заблуждение, оформляет сделку, не понимая, что сделал.