Суда эти очень старые, одно построено в 1969 году, а второе в 1973. Несмотря на более чем полувековой возраст, они работали в Керченской проливе и перевозили нефтепродукты между российскими портами. Звучат мнения, что эти суда не предназначены для морских условий и им вообще запрещено работать зимой.
Более того, оказалось, что в 2007 году в Керченском проливе произошла точно такая же трагедия с судном "Волгонефть -139": во время шторма танкер переломило надвое у острова Тузла, но тогда обошлось без жертв.
- По документам эти суда могут выходить в море, класс регистра это позволяет, - сообщил "РГ" моряк из Севастополя, организатор международного морского бизнес-форума Алексей Малько. - Но все моряки знают, что на таких судах выходить в Керченский пролив, в Черное море зимой, во время штормов, очень опасно. Идет высокая волна, и суда проектов "река-море" просто ломаются. Несколько сухогрузов "река-море" советской постройки затонули во время штормов у берегов Турции. Команды об этом знают, но вынуждены идти на риск.
По его словам, Керченский пролив коварен, в нем может резко меняться погода, поднимается сильный ветер. Моряки, выходя в рейс, получают прогноз погоды. Но шторм может начаться внезапно.
- Мы точно не знаем, была ли у капитана возможность уйти в какое-то безопасное место, когда они получили прогноз погоды, - добавляет Малько. - Танкеры сами по себе более устойчивые, их характеристики позволяют выходить в море. Но есть и такое понятие как усталость металла, разные технические моменты. Могло быть много причин, почему так случилось, и не обязательно виновата именно команда. Но в силу конструкции и возраста судна, конечно, это был большой риск.
Из этого ЧП будут сделаны выводы, в том числе и морским сообществом, однако ужесточать требования к флоту не стоит, считает эксперт.
- Нужно руководствоваться морской практикой, а если начать закручивать гайки, мы получим отрицательный эффект, - уверен Малько. - Чтобы изменить ситуацию, нужно обновление флота, но это не произойдет моментально.
Напомним, после ЧП 15 декабря в Керченском проливе следственный комитет возбудил уголовное дело по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшего по неосторожности смерть человека. В СК сообщили, что следователи оценят действия экипажа при сложных погодных условиях, а также выяснят, выполнялись ли требования к обслуживанию и техническому состоянию судов со стороны их владельцев.