16.12.2024 19:38
Происшествия

Завершилась операция по спасению моряков в Керченском проливе

Текст:  Анна Юркова (Краснодарский край) Юлия Крымова (Севастополь)
Российская газета - Федеральный выпуск: №286 (9528) Российская газета - Столичный выпуск: №286 (9528)
После разыгравшейся накануне непогоды небо над Азовским морем было ясное. Спасательную операцию, прерванную из-за шторма, провели ранним утром. Все 14 человек экипажа севшего на мель танкера "Волгонефть-239" были благополучно эвакуированы на берег. А он не так уж и далеко - в 80 метрах.
Керченский пролив коварен, здесь резко меняется погода, поднимается сильный ветер. Шторм может начаться внезапно. Так случилось и с севшим на мель танкером. / Владимир Аносов/РГ
Читать на сайте RG.RU

Со стороны дороги к Крымскому мосту судно не видно, его загораживает высокий обрывистый берег. Чтобы рассмотреть потерпевший крушение танкер поближе, мы пробираемся около трехсот метров по глинистому пляжу. Подошвы ботинок скользят, кое-где приходится пробираться по кромке камней. И если чуть задержаться, ноги сразу обдает приливной волной. Внешнее состояние танкера оставляет желать лучшего. Тем не менее, в отличие от своего "собрата" - танкера "Волгонефть-212", который раскололся и затонул в Керченском проливе - уцелел и не стал причиной экологической катастрофы. По крайней мере там, где мы были, следы мазута рядом не увидели.

Танкер "Волгонефть-212", по предварительным данным, перевозил четыре тысячи тонн мазута. Сколько вытекло в море, пока неизвестно. В проливе все еще продолжается шторм.

"При низкой температуре воды тяжелые нефтепродукты остаются на поверхности, их может выбросить на берег, - пояснил "РГ" ведущий научный сотрудник лаборатории хемоэкологии Института биологии южных морей РАН Сергей Алемов. - Это окажет негативное воздействие на береговую линию, могут пострадать обитающие в прибрежной зоне водоросли, животные и птицы. Но в то же время в холодной воде меньше риск, что нефтепродукты осядут на дно и нанесут сильный урон морским обитателям".

Кадры с места крушения танкеров в Керченском проливе

В связи с угрозой загрязнения берега нефтепродуктами после крушения двух танкеров глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев сообщил о введении в четырех населенных пунктах на берегу Азовского моря режима повышенной готовности. Однако к вечеру 16 декабря мазутное пятно еще не достигло берега Кубани.

Следов загрязнения также не было зафиксировано и на побережье Крыма, сообщил глава республики Сергей Аксенов.

Эксперт Малько оценил роль экипажа в крушении танкера в Керченском проливе

"Сейчас самое главное - сразу приступить к сбору пятна мазута с поверхности воды, как только шторм утихнет. Для этого есть специальные методы и техника, - отметил Сергей Алемов. - Пока волнение моря сохраняется, будут проводить мониторинг движения пятна. Все зависит от направления ветра. При северо-восточном его может унести в Черное море к берегам Крыма, при южном - наоборот, в Азовское море".

Ученый уточнил, что при выбросе мазута на берег под угрозой будут чайки, бакланы и другие водоплавающие птицы. Им нужно очищать перья, иначе они не смогут летать и погибнут. Также потребуется обследование самого судна, чтобы установить, прекратилась ли утечка. В отсеках танкера еще может оставаться мазут. И если корпус поврежден, загрязнение моря продолжится.

"Все моряки знают, что на таких судах выходить в Керченский пролив, в Черное море зимой, во время штормов, очень опасно, - рассказал "РГ" организатор Международного морского бизнес-форума Алексей Малько. - Идет высокая волна, суда проектов "река-море" просто ломаются".

По словам эксперта, Керченский пролив коварен. В нем может резко меняться погода, поднимается сильный ветер. Моряки получают прогноз погоды. Но шторм здесь непредсказуем.

Алексей Малько уверен: из этого ЧП будут сделаны выводы, в том числе и морским сообществом.

Аварии и катастрофы