16.12.2024 20:49
Экономика

Как аварию в Черном море могут использовать для усиления санкций против РФ

Текст:  Светлана Задера Мария Кузнецова Сергей Тихонов
Российская газета - Федеральный выпуск: №286 (9528)
Произошедший в Черном море разлив мазута после аварии двух российских танкеров может быть использован США и Евросоюзом для усиления санкций в отношении так называемого теневого флота РФ, перевозящего нашу нефть. Никого даже особенно не будет интересовать, что суда, пострадавшие в Керченском проливе, были класса "река - море" и к теневому флоту никакого отношения не имели.
Читать на сайте RG.RU

О самой аварии известно, что в штормовых условиях при скорости ветра до 24 м/с и трехметровых волнах у танкера "Волгонефть 212" с грузом мазута произошел разлом корпуса. Это случилось около 9 утра вблизи мыса Такиль. К обеду его корма ушла под воду. Второй танкер, "Волгонефть 239", тоже перевозивший мазут, потерпел крушение в этом же районе спустя полтора часа, в 10.20. Под воздействием волн корма судна сдрейфовала к берегу в район мыса Панагия и села на грунт в 80 м от берега.

Обоим танкерам, построенным на Волгоградском судостроительно-судоремонтном заводе, уже за пятьдесят. "Волгонефть 212" принят в эксплуатацию в 1969 году, ныне он приписан к порту Санкт-Петербурга, "Волгонефть 268" на воде с 1973 года, место его приписки - порт Астрахани.

Такие танкеры предназначены для речной навигации и прохода в прибрежной полосе морей при волнении не больше пяти баллов. Едва ли их можно использовать для экспорта нефтепродуктов даже в соседнюю Турцию. Но сама история с аварией очень хорошо ложится на ранее звучавшие заявления американских и европейских чиновников о рисках разлива нефти, возникающих из-за нашего теневого флота танкеров. Звучали даже предложения перекрыть морские проливы для прохода судов, перевозящих нашу нефть. Не было лишь повода, никаких аварий с участием танкеров с нашим топливом не происходило.

Любая такая авария может быть использована для дискредитации нашего флота и нефтяного экспорта

Как замечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, при желании, конечно, США и ЕС могут зацепиться и за эту аварию. Но в реальности, если объективно смотреть на вещи, то эта история никакого отношения к танкерному флоту не имеет. Во-первых, это были российские танкеры. Во-вторых, они перевозили нефть и нефтепродукты внутри России, суда не предназначались для международной торговли.

Пока никаких заявлений на Западе по поводу этой аварии сделано не было. На фоне опубликованного пятнадцатого пакета санкций ЕС и их ожидаемого дальнейшего ужесточения пока особого шума в европейских и американских СМИ нет. Но любая такая авария может быть использована для дискредитации нашего флота и нефтяного экспорта, подчеркивает эксперт.

По словам доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, авария может быть использована для пиар-сопровождения борьбы с флотом танкеров, перевозящих российскую нефть. Правда, практически все инструменты такой борьбы уже пущены в дело и дополнительных мер пока не просматривается, разве что перекрытие проливов для российских танкеров. Речь может идти о проливах вокруг Дании (выход из Балтийского в Северное море) и даже о Ла-Манше.

15-й пакет санкций ЕС включает запрет танкеров РФ, Китая и КНДР

Понятно, что перекрыть нам Босфор или Суэцкий канал едва ли по силам даже объединенным усилиям США и ЕС, поэтому ограничить выход наших судов из черноморских портов не получится. Но через Балтику отправляется около 40% нашего морского нефтяного экспорта. За семь месяцев 2024 года через порты Балтийского бассейна было экспортировано 45,9 млн тонн российской нефти. Причем выйти в Атлантику, обойдя датские проливы, невозможно.

При этом эксперт отмечает, что не очень понятно, как собираются ограничить плавание российских судов в де-факто международных водах (к этой категории относятся и датские проливы). Законных оснований для этого нет. Попытка силой остановить российские танкеры означала бы прямое провоцирование военного конфликта России с НАТО, считает Андрианов.

При этом экономический ущерб авария нанесет именно России, а не другим странам. Речь идет о проблемах с навигацией других грузовых судов, вынужденных теперь обходить мазутное пятно, ущербе рыболовству, а также близлежащим курортам. И это не говоря об ущербе экологии Черного моря и близлежащим территориям.

Как рассказали "РГ" в Минприроды, объём загрязнения устанавливается. На месте работают специалисты территориального Росприроднадзора и Центра лабораторного анализа и технических измерений по Южному Федеральному округу.

Первый заместитель председателя центрального совета всероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны природы" Элмурод Расулмухамедов считает, что мазут утонет или частично окажется на берегу. В зоне риска дельфины и птицы. К счастью, сейчас вторых там не так много, уточнил он. По его словам, сейчас нужно ставить барьеры перед пляжем, чтобы предотвратить попадание мазута на сушу.

Директор Всероссийского научно-исследовательского института (ВНИИ) "Экология" Александр Закондырин считает, что глобальной экологической катастрофы в Керченском проливе удастся избежать. И в мире, и в нашей стране накоплен большой опыт ликвидации нефтеразливов. Попавшие в катастрофу судна перевозили мазут, который при такой, как сейчас, низкой температуре воды и воздуха не образует тонкой пленки на поверхности воды, а скатывается в комки, которые легче собираются.

Конечно, все осложняется неблагоприятными погодными условиями. Поэтому, сейчас с точки зрения последствий попадания в море мазута сложно делать конкретные заключения. Приступить к очистке акватории и берегов, а также оценить экологический ущерб будет возможно только при изменении погодных условий.

Произошедшая авария не первая и не самая большая в Черном море ни с точки зрения экологии, ни с точки зрения масштаба. К примеру, 27 мая 1997 года произошла авария на трубопроводе в Новороссийске. В результате прорыва трубопровода на побережье и в Черное море вылилось несколько десятков тонн нефти. Ликвидация аварии завершилась на следующий день. Внутреннее расследование компании показало, что авария произошла из-за сильной изношенности трубопровода.

11 ноября 2007 года произошло крушение судов в Керченском проливе. По данным МЧС, в результате штормового ветра и сильных волн в Керченском проливе затонули четыре судна (сухогрузы "Вольногорск", Нахичевань", "Ковель", "Хачь Измаил" - Грузия) и танкер "Волгонефть 139", груженный более чем 4 тыс. тонн мазута. В итоге, по данным управления информации МЧС РФ, около 6,8 тыс. тонн серы попало в воду, а мазут выплеснулся на южное побережье острова Тузла. Специалисты Росприроднадзора зафиксировали 50-кратное превышение предельно допустимой концентрации нефтепродуктов в воде. Также была зафиксирована массовая гибель птицы и рыбы. Росприроднадзор оценил экологический ущерб в 6,5 млрд руб. Экономический ущерб составил 30 млрд руб. Работа по очистке пляжей и разливы мазута была закончена только к концу месяца.

А 7 августа 2021 года при погрузке танкера Minerva Symphony (порт приписки Пирей, флаг Греции) произошел залповый выброс сырой нефти на причале "Каспийский трубопроводный консорциум" (КТК). По данным КТК, площадь загрязнения составила 200 кв. м, объем разлившейся нефти - около 12 кубометров. Также компания сообщила, что разлив был локализован 7 августа к 23.42, его ликвидация завершена. Институт космических исследований Российской академии наук (РАН) 11 августа сообщал, что площадь разлива нефти под Новороссийском оказалась почти 80 кв. км. Экс-вице-премьер Виктория Абрамченко поручила провести повторную проверку Росприроднадзору. Ведомство превышения содержания нефти не обнаружило.

ВЭД