17.12.2024 10:00
Экономика

Новый виток высокоскоростного движения

Текст:  Федор Боровиков
Железнодорожное направление Москва - Санкт-Петербург традиционно самое востребованное среди пассажиров. Именно здесь построят первую в России высокоскоростную магистраль (ВСМ) со скоростью движения до 400 км/ч. Однако идея запуска железнодорожного движения с высокими скоростями и разработка поездов для него в нашей стране появились еще более полувека назад.
/ Фото: ОАО ТВЗ
Читать на сайте RG.RU

Вопрос строительства магистралей для скоростных поездов рассматривали в СССР еще в конце 1960-х. На волне успешной реализации подобного проекта в Японии и Франции, советские инженеры начали проработку строительства инфраструктуры между Москвой и Ленинградом. Поскольку существующая железная дорога проходит по наиболее оптимальному и прямому маршруту, здесь решили развивать смешанное движение - для обычных и скоростных составов.

Поезда для высокоскоростного движения

В разработке специальных поездов участвовали ученые со всего СССР. Первый советский скоростной электропоезд ЭР200 создавали при участии Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), ЦНИИ МПС (сейчас ВНИИЖТ), Рижского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института вагоностроения (РФ ВНИИВ) и других исследовательских центров. В 1974 году Рижский вагоностроительный завод выпустил первые 14 вагонов.

Электропоезд развивал скорость до 200 км/ч, отсюда и обозначение модели. Конструкторы использовали современные для того времени разработки, например, способ цельной сварки кузова из алюминиевого сплава. Такое решение позволило снизить массу кузова до 9 тонн, что на 40% легче аналогов из углеродистой стали.

"Доработки и испытания электропоезда длились почти 20 лет, в силу различных причин. С середины 1980-х годов этот состав курсировал между Москвой и Ленинградом один раз в неделю. Но в связи с постоянным увеличением пассажиропотока, в том числе связанного с растущим туризмом, а также техническими проблемами ЭР200, было принято решение о производстве пассажирских вагонов локомотивной тяги с конструктивной скоростью 200 км/ч", - комментирует президент Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) Валентин Гапанович.

В период с 1972 по 1979 годы Калининский вагоностроительный завод (сейчас Тверской вагоностроительный завод, входит в ТМХ) выпускал вагоны РТ200 с конструкционной скоростью 200 км/ч. Они эксплуатировались в составе поезда "Русская тройка".

Рекордсменом скоростного движения стал опытный тепловоз ТЭП80. Ему на испытаниях в 1993 году удалось развить скорость в 271 км/ч.

В конце 1990 - начале 2000 годов на Московском вагоноремонтном заводе им. В.Е. Войтовича приступили к созданию пассажирских вагонов локомотивной тяги для скоростного движения, но проект так и не был реализован.

"Одновременно впервые в практике отечественного вагоностроения на Тверском вагоностроительном заводе были разработаны и изготовлены вагоны нового поколения, рассчитанные на скорость 200 км/ч и уже в июне 2001 года поезд "Невский экспресс", состоящий из этих вагонов, был введен в постоянную эксплуатацию, получил высокую оценку. Многие технические вопросы, связанные с внедрением техники нового поколения, оперативно решались инженерами, конструкторами и технологами Тверского вагоностроительного завода и по сегодняшний день этот поезд пользуется высоким спросом у наших пассажиров", - отмечает Валентин Гапанович.

В 2009 году к "Невскому экспрессу" присоединился "Сапсан", который на сегодня остается единственным высокоскоростным поездом в России. Для повышения скорости движения уже эксплуатируемых пассажирских составов в 2011 году на рельсы вышел первый в стране двухсистемный электровоз ЭП20 "Олимп" с конструкторской скоростью до 200 км/ч.

Новый подход к ВСМ

К реализации выделенной ВСМ после распада СССР вернулись уже в 90-е годы. Магистраль, согласно проекту, должна была пройти параллельно существующим путям на расстоянии 30-50 км с отклонением в сторону Великого Новгорода. Для новой инфраструктуры планировали выпустить отечественный состав ЭС250 "Сокол". Однако ряд недостатков в конструкции, обнаруженных госкомиссией, не позволяли его безопасно эксплуатировать.

Вместе с тем идея высокоскоростного движения осталась актуальной для России с ее протяженной сетью железных дорог. И вклад в решение вопроса внесли масштабные работы по модернизации инфраструктуры Октябрьской железной дороги.

"Уникальный как по срокам исполнения, так и по техническим характеристикам проект мостового перехода через реку Веребью заключался в восстановлении первоначальной трассы прохождения железнодорожных путей на перегоне Бурга - Торбино. Строительство железнодорожного моста длинной 536 метров и высотой над уровнем реки Веребьи 53 метра продолжалось с 10 февраля по 26 октября 2001 года. Вновь построенная инфраструктура двухпутного перегона обеспечивала скорость движения 250 км/ч. Для переключения движения на вновь построенный участок МПС было согласовано "окно" продолжительностью 72 часа. Тем самым восстановлено отсутствовавшее с 1880-х годов движение на перегоне Бурга - Торбино", - рассказал Валентин Гапанович.

В начале 2024 года президент Владимир Путин дал старт строительству ВСМ. Запуск высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург планируется в 2028 году. РЖД ведет работу по созданию высокоскоростного электропоезда постоянного тока. Заявляется, что конструкционная скорость поезда составит 360 км/ч, опытный образец будет построен в 2027 году.

Строительство магистрали до Северной столицы станет стартом развития высокоскоростного движения в России. Следующими приоритетными направлениями являются Казань, Рязань, Екатеринбург, а также Минск.

Экономика