17.12.2024 22:52
Общество

Как инновации помогают в реабилитации детей

Текст:  Ангелина Зеленькова
Российская газета - Столичный выпуск: №287 (9529)
Всесезонная лыжня, которая эффектно смотрится в любое время года, фрукты, превращающиеся в музыкальные инструменты, интерактивные сырники… Все это корреспонденты "РГ" обнаружили в 70 километрах от столицы, побывав в Центре реабилитации и образования № 7 департамента труда и социальной защиты населения Москвы, где каждый год проходят обучение порядка 1600 детей с особенностями здоровья.
VR-очки, которые учат детей убирать за собой в квартире - мыть посуду, складывать одежду, заправлять кровать. / Сергей Куксин
Читать на сайте RG.RU

Сюда, на берег Истринского водохранилища, приезжают на курс реабилитации московские школьники. Заболевания у них разные - сахарный диабет, астма, опорно-двигательные нарушения, детский церебральный паралич, эндокринные, сердечно-сосудистые… В течение 24 дней, которые они проводят здесь, ребята продолжают учиться как в обычной школе - все классы оборудованы по стандартам Московской электронной школы. Но главное - успевают понять, что несмотря на инвалидность, они могут делать почти все, что доступно здоровым людям.

Инновации в центре реабилитации и образования в Истре

Вот третьеклассники вышли на урок физкультуры. Проходит он на всесезонной лыжной трассе "Сноупласт". Скользить по ней легко в любую погоду - от минус 40 до плюс 40. "Лучшее средство реабилитации для ребят с ДЦП - кататься на ней любят все ученики от 6 до 18 лет", - рассказала замдиректора по учебно-воспитательной работе Инга Рибелка. Реабилитологи из других регионов, которые приезжают увидеть новинку, удивляются ее простоте - для работы не нужно даже электричества.

С детьми надо говорить на их языке и лучше всего с помощью технологий

Заходим в один из корпусов, где расположены столовая и спортзал. Удивляет крик птиц в помещении. Оказывается, это специальная технология, которая позволяет детям лучше узнать голоса местных обитателей. В одном коридоре крякают утки, в другом поют журавли. Технологии проявляют себя даже в столовой. Здесь как по волшебству на столах появляются мультяшные тарелки, к которым подвозит на паровозике дымящиеся сырники белый медвежонок. Это ролик, придуманный педагогами центра. Пока дети увлеченно рассматривают его, перед ними появляются настоящие сырники. Точно так же их приучают к рыбному супу. Сначала покажут, как мишки ловят рыбу, разделывают ее, готовят уху… И только потом перед ребенком появится тарелка с супом. "Специалисты - учителя, физиотерапевты, педиатры, соцработники, инструкторы ЛФК, психологи и другие - понимают, что с детьми надо говорить на их языке и лучше всего с помощью технологий, к которым они привязаны", - объясняет Инга Рибелка.

Приобщают к технологиям и родителей, которые приезжают в гости к детям. Они могут навести планшет на каждое здание и с помощью специальной программы посмотреть, как все устроено внутри учебного корпуса или спальни детей. Для полной картины полутораметровый робот Маша расскажет так же о жизни центра.

Детей-сирот из Москвы обучает представительница легендарной цирковой династии

Чудеса техники и на этом не кончаются. Взяв со стола одну из детских книг, можно открыть ее на любой странице и на планшете запустится советский мультик, снятый по книжке. Он тоже необычный - всех героев и даже звуки озвучивают дети. "Дополненная реальность помогает ребятам эмоционально пережить любое произведение. Просто читать книги им скучно, гораздо интереснее знакомиться с произведением, вживаясь в роли. Например, в первом классе мальчишки и девчонки озвучивают главных героев "Гадкого утенка", а одиннадцатиклассники - "Простоквашино", - рассказала Инга Рибелка.

Центр реабилитации и образования в Истре

Больше всего любят ребята урок информатики. Охотно программируют роботов, например, собаку, которая умеет двигаться по заданной траектории. Управляют техникой с помощью силы мысли, надев на голову нейрообруч. Одиннадцатиклассница Татьяна призналась, что она гуманитарий, а программированием заинтересовалась в центре: "Я собираюсь поступить в МГУ на политолога, но, возможно, новый навык в жизни пригодится". Рядом Ларион в VR-очках прогуливается по Третьяковской галерее - слушает рассказ про русского живописца Ивана Шишкина, а затем неожиданно оказывается внутри одной из картин. "Я в лесу!" - восхищается парень.

В медицинском корпусе - зал ЛФК, массажный кабинет, бассейн, тренажеры и… VR-очки, которые помогают в виртуальной реальности пройти социально-бытовую адаптацию. Например, научиться убирать за собой в комнате - мыть посуду, заправлять кровать и пр.

Дополнительные занятия дети выбирают сами: адаптивная борьба, скандинавская ходьба, йога, хореография, актерское мастерство, ораторское искусство. "После курса реабилитации родителям очень нравится, что дети становятся самостоятельнее и за такой короткий промежуток времени привыкают жить без телефонов. Это очень важно - помочь им почувствовать, насколько многогранна жизнь и что каждый из них может найти в ней себя", - подчеркнула директор центра Светлана Войтас.

Михаил Мишустин расширил пилотный эксперимент по реабилитации детей-инвалидов
Московская область Здоровье