Отметим, что доходы от реализации российских товаров за рубежом составляют сегодня в среднем одну четвертую бюджетов регионов, а значит, от наращивания экспортных продаж напрямую зависит наполнение казны субъектов федерации. Это относится и к арктическим территориям, в первую очередь, к Архангельской области, чья экономика всегда находилась в экспортной зависимости от поставок пиломатериалов, пеллет, алмазов, рыбной продукции.
Вместе с тем механизмы региональной внешнеторговой "машины" требуют обновления. Неслучайно Российский экспортный центр предложил интегрировать региональные программы сертификации с федеральной системой добровольной сертификации "Сделано в России". При этом на местах важно выстроить четкую логистику продвижения компаний на зарубежных рынках сбыта.
Ожидаемый итог - улучшение позиционирования российских экспортеров, а также создание положительного имиджа региональных компаний за рубежом.
- Важный вопрос сегодняшней повестки - программа Российского экспортного центра по продвижению национального бренда "Сделано в России". Она нацелена на то, чтобы у всех российских экспортеров была возможность продвигать свой товар на дружественных зарубежных рынках под этим знаком качества. Чем больше будут знать о наших товарах за рубежом, тем соответственно быстрее будет увеличиваться и объем нашего экспорта. Для этого нужно развивать маркетинговую программу РЭЦ, - сказал Александр Цыбульский.
Глава региона также отметил, что в сфере внешней торговли сделан важный тактический шаг - решен вопрос по обеспечению доступа федеральных и региональных властей к статистике экспорта товаров.
- Нам удалось существенно продвинуться в вопросах получения информации о формировании таможенной статистики в разрезе регионов. Отсутствие таких сведений раньше не позволяло получить точный анализ экспортных возможностей субъектов РФ. Благодаря конструктивной работе с руководством Федеральной таможенной службы в рамках нашей комиссии сейчас мы регулярно получаем статистику и соответственно знаем, какой товар из какого региона и в какую страну был поставлен. Это очень важно для принятия решений по мерам поддержки наших экспортеров, - сообщил Александр Цыбульский.
Напомним, что программа продвижения за рубежом единого национального бренда "Сделано в России" на период до 2030 года будет утверждена до конца декабря, а с 2025 года она станет частью обновленного нацпроекта "Международная кооперация и экспорт". Речь идет о "большом походе" региональных отечественных товаров на рынки дружественных стран, а также об увеличении объема несырьевого и неэнергетического экспорта России.
В программу войдут традиционные современные технологии популяризации продукции бизнеса. К ним относятся, например, выставочно-ярмарочные мероприятия, включая фестивали-ярмарки "Сделано в России", рекламные, а также информационные кампании по продвижению товаров, внешнеторговые промоакции.
- РЭЦ на протяжении последних лет продвигает продукцию российских экспортеров под брендом "Сделано в России". Сейчас, в условиях высокой конкуренции, присутствия сильных национальных брендов других стран на мировом рынке, значимость продвижения российских компаний под единым национальным брендом повышается, - резюмировала гендиректор Российского экспортного центра Вероника Никишина.
Новые компетенции по увеличению экспортных поставок можно позаимствовать в Архангельской области, которую в РЭЦ назвали "одним из чемпионов по преодолению санкций". В Поморье растут как объемы экспорта, так и количество экспортеров в сфере малого и среднего предпринимательства. Напомним, что в общероссийском экспортном рейтинге по итогам предыдущего года Архангельская область шагнула на три строчки вверх. Причем речь идет о росте именно несырьевых поставок за рубеж.
Лидирует китайское направление. "Мы уверенно выполнили все планы по внешнеторговому обороту с портами КНР в навигацию этого года: организовали десять взаимных рейсов с кратчайшими сроками перевозки - 22-25 дней. Сейчас формируем планы на следующую навигацию", - отметил ранее глава Поморья.
Напомним также, что в новой редакции национального проекта "Международная кооперация и экспорт" комиссия Госсовета предложила сохранить транспортную субсидию, успевшую превратиться в одну из самых востребованных бизнесом мер господдержки. "Предполагается оставить на прежнем уровне объем выделяемых средств с возможностью его увеличения - в зависимости от эффекта, который будет достигаться экспортерами. Эта инициатива также предусматривает пересмотр механизма распределения субсидии и переход к стимулирующей модели ее предоставления", - утонил Александр Цыбульский.
Тем временем в сфере малого и среднего бизнеса прирост по количеству экспортеров в Архангельской области по итогам прошлого года составил шесть процентов.
Александр Цыбульский, губернатор Архангельской области:
- На заседании комиссии Госсовета по направлению "Международная кооперация и экспорт" мы обсудили и новые выстраивающиеся транспортно-логистические маршруты, в том числе наш мультимодальный маршрут "Арктический экспресс N 1". Задача - максимально информировать региональных экспортеров о возможностях транспортировки товаров наиболее коротким и эффективным путем.