Псковский государственный университет является центром нового союза. Как рассказала первый проректор ПсковГУ Ольга Серова, трек развития Университета в сторону образовательных и научных учреждений Беларуси оформился еще ранее, начиная с 2020 года, когда Минобрнауки РФ начало реализацию программы стратегического академического лидерства "Приоритет 2030", победителем которой стал ПсковГУ. А с момента создания консорциума "ВМЕСТЕ" начался очень активный процесс развития межвузовского партнерства. Сейчас в объединение входит с российской стороны еще и Московский государственный университет им. О.Е. Кутафина, а с белорусской - вузы из всех регионов страны.
- Консорциум - это один из инструментов, с помощью которых мы строим взаимодействие с вузами Беларуси во всех сферах: образовательной политики, научно-исследовательской, молодежной, - говорит Серова. - Мы изначально рассматриваем свою деятельность в русле целеполагания Союзного государства, союзной интеграции. Участвуя в совместных проектах, видим реальные проблемы, вопросы, которые требуется решить, чтобы можно было говорить, что у нас не просто двусторонние отношения, а именно общее, союзное пространство.
Особенно важная работа с 2023 года ведется в рамках молодежной политики. Как формируется у молодых идентичность гражданина Союзного государства? Какие из этого статуса вытекают права, обязанности, ответственность? Вместе вузам легче прокладывать дорогу в этом новом направлении, календарь молодежных мероприятий разрабатывается коллегиально. В декабре этого года состоялось событие, в котором приняли участие практически все участники консорциума - Слет-фестиваль патриотических объединений Союзного государства. Вузы сообща вырабатывали походы к воспитательной работе, построили дорожную карту, которая должна лечь в основу молодежной политики двух стран.
В образовании проекты, объединенные под эгидой консорциума, затрагивают очень многие направления. Ведутся, например, совместные лаборатории, в том числе по проблемам изучения событий Великой Отечественной войны. Реализуются проекты в сфере биомедицины. Идут совместные разработки в области инклюзии в высшем образовании. Ведется работа в сфере интеграции среднепрофессинального и высшего образования. Консорциум занимается развитием математического и естественно-научного образования, причем начиная еще со школьного - так, в школы внедряется проект "Кикоинские классы", направленный на воспитание у детей исследовательской культуры и любви к наукам.
- Мы предлагаем модель и осуществляем организационно-методическое обеспечение, - рассказывает Ольга Серова, - но к работе сразу же подключается вуз-партнер из нашего консорциума. Например, первый такой класс был открыт в Полоцке, и вузом, взаимодействующим со школой, стал Полоцкий государственный университет. Сейчас такая же модель используется в Бресте, здесь вуз-куратор - Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. Мы в рамках консорциума подбираем проекты под каждый вуз. А есть и общая работа - проводим форум "Мосты дружбы", театральный фестиваль, олимпиады Союзного государства, которые объединяют всех участников консорциума.
Одной из первых сетевых образовательных программ стала программа по социальной психологии, она реализуется совместно с Витебским государственным университетом им. П. М. Машерова. В течение двух лет обучения магистранты походят практику не только в учреждениях Пскова, но и в Беларуси, а по окончанию получают дипломы двух вузов.
Образовательные сетевые программы университет реализует в разных форматах, адаптируя их индивидуально под участвующие вузы. Так, с Белорусским государственным университетом сетевая магистерская программа касалась цифровой журналистики. Она создавалась двумя университетами. Белорусские специалисты приезжали в Псков, проводили занятия, вели лекции. А в случае с программой по социальной психологии, совместной с ВГУ им. П.М. Машерова, была выбрана иная конструкция. Псковские студенты параллельно обучались и в магистратуре ПсковГУ, и в ВГУ. Для обучения в этой магистратуре вузы объединили свои научно-исследовательские программы. Белорусские и российские профессора ездили вести занятия, мастер-классы в партнерском вузе. Студенты выпускались с двумя дипломами одновременно, но, по словам Серовой, не в этом главная цель проекта. Смысл его в первую очередь в том, чтобы повысить качество образования, создать уникальный образовательный контент и дать его студенту, не заставляя выезжать за пределы региона.
Программы двух дипломов в типовом варианте призваны закрыть кадровый дефицит, но при грамотном использовании, считает эксперт, они усиливают и обогащают оба вуза. В каждом регионе есть уникальные индустриальные партнеры, есть преподаватели, обладающие особенными компетенциями, которые могут дать нечто эксклюзивное вузам и студентам. И самое главное при проектировании программ - увидеть такие "изюминки" и использовать их.
Но первопроходцам приходится решать возникающие на пути организационные проблемы. Например, чтобы можно было реализовать программу по социальной психологии, белорусские партнеры получали разрешение в Министерстве образования РБ, регистрируя программу как экспериментальную инновационную.
- Если говорить, какие проблемы в высшей школе призван решать консорциум, это как раз тестирование существующих в России и в Беларуси отличий и требований, в том числе, законодательных, - говорит Ольга Серова. - Они могут с первого взгляда показаться несущественными, но при реализации подобных проектов оказывается, что у нас совершенно разный набор действий по отношению к нашим министерствам-регуляторам. Даже чтобы согласовать расписание, согласовать вопросы документации, требуются особые управленческие компетенции.
Одной из основополагающих целей консорциума "ВМЕСТЕ" является создание системы подготовки кадров для высшей школы.
- В последние годы мы много говорим о студентах, о том, что мы должны им дать, какими специалистами они должны выйти из стен вуза, - рассуждает Серова. - Но гораздо меньше говорим о преподавательском составе, о необходимости опережающей подготовки тех, кто работает со студентами. Преподаватели сегодня должны овладеть уникальными компетенциями, связанными с цифровыми технологиями, с приоритетными направлениями научно-технологического развития. Преподаватели самым активным образом должны взаимодействовать с реальным сектором экономики, обеспечивать развитие научных исследований в университете и трансфер технологий.
Это серьезные требования к квалификации, и этому необходимо уделять больше внимания. По отдельным научным направлениям, уверена Ольга Серова, необходимо выстраивать совместную экосистему подготовки кадров высшей квалификации.
Большинство экспертов склоняются к тому, что только аспирантуры в университете для решения этих задач недостаточно. На практике подготовка кадров для высшей школы часто выливается в сложную организационную работу, которая выходит за пределы собственного региона. В России вузы могут прибегать к разовым диссертационным советам. Но стоит внедрить и модель совместных российско-белорусских диссертационных советов, особенно для вузов на приграничной территории. И консорциум занялся разработкой такой модели.
- На приграничной территории мы, например, видим некоторые научные проблемы, которые для нас могут быть очень интересны и значимы, - поясняет Серова. - Скажем, в Республике Алтай или в Петропавловске-Камчатском погружение исследователей в эту проблематику просто невозможно.
Чтобы реализовать задачи научно-технологического развития в рамках Союзного государства и подготовить специалистов, которые будут работать с большими вызовами именно в рамках союзной интеграции, необходимо активно внедрять кооперационные модели взаимодействия и в сфере исследований, и в сфере аттестации научных кадров.
- В целом в наших странах похожие требования Высших аттестационных комиссий, - добавляет Ольга Серова, - но, тем не менее, есть и отличия. Подготовка кадров высшей квалификации - это как раз та задача, которая будет апробирована в рамках нашего консорциума. Мы на это очень надеемся. Это для нас - задача на 2025 год.