18.12.2024 21:14
Общество

Число участников российско-белорусского союза вузов выросло в четыре раза

Текст:  Екатерина Пряхина (pryakhina@rg.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №47 (1155)
У российской и белорусской высшей школы исторически во многом общие истоки, большой общий опыт и традиции. Союзное государство придало новый импульс партнерству Беларуси и России в сфере высшего образования и научной работы, поставив процесс интеграции в этой области на системную основу. Большой шаг на пути формирования общего образовательного пространства сделан в марте 2023 года, когда по инициативе Минобрнауки РФ был создан консорциум вузов - "Российско-белорусский университетский союз "ВМЕСТЕ"". Тогда в него вошли четыре вуза: союз был сформирован на базе Псковского государственного университета, к нему примкнули Белорусский национальный технический университет, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины и Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. Начинание оказалось чрезвычайно востребованным в вузовской среде - менее чем за год число участников консорциума возросло до 16.
Читать на сайте RG.RU

Псковский государственный университет является центром нового союза. Как рассказала первый проректор ПсковГУ Ольга Серова, трек развития Университета в сторону образовательных и научных учреждений Беларуси оформился еще ранее, начиная с 2020 года, когда Минобрнауки РФ начало реализацию программы стратегического академического лидерства "Приоритет 2030", победителем которой стал ПсковГУ. А с момента создания консорциума "ВМЕСТЕ" начался очень активный процесс развития межвузовского партнерства. Сейчас в объединение входит с российской стороны еще и Московский государственный университет им. О.Е. Кутафина, а с белорусской - вузы из всех регионов страны.

- Консорциум - это один из инструментов, с помощью которых мы строим взаимодействие с вузами Беларуси во всех сферах: образовательной политики, научно-исследовательской, молодежной, - говорит Серова. - Мы изначально рассматриваем свою деятельность в русле целеполагания Союзного государства, союзной интеграции. Участвуя в совместных проектах, видим реальные проблемы, вопросы, которые требуется решить, чтобы можно было говорить, что у нас не просто двусторонние отношения, а именно общее, союзное пространство.

Консорциум ведет работу и в школах, внедряя проекты, прививающие детям любовь к науке

Особенно важная работа с 2023 года ведется в рамках молодежной политики. Как формируется у молодых идентичность гражданина Союзного государства? Какие из этого статуса вытекают права, обязанности, ответственность? Вместе вузам легче прокладывать дорогу в этом новом направлении, календарь молодежных мероприятий разрабатывается коллегиально. В декабре этого года состоялось событие, в котором приняли участие практически все участники консорциума - Слет-фестиваль патриотических объединений Союзного государства. Вузы сообща вырабатывали походы к воспитательной работе, построили дорожную карту, которая должна лечь в основу молодежной политики двух стран.

В образовании проекты, объединенные под эгидой консорциума, затрагивают очень многие направления. Ведутся, например, совместные лаборатории, в том числе по проблемам изучения событий Великой Отечественной войны. Реализуются проекты в сфере биомедицины. Идут совместные разработки в области инклюзии в высшем образовании. Ведется работа в сфере интеграции среднепрофессинального и высшего образования. Консорциум занимается развитием математического и естественно-научного образования, причем начиная еще со школьного - так, в школы внедряется проект "Кикоинские классы", направленный на воспитание у детей исследовательской культуры и любви к наукам.

Молодежный медиафорум собрал в Могилеве представителей 30 вузов

- Мы предлагаем модель и осуществляем организационно-методическое обеспечение, - рассказывает Ольга Серова, - но к работе сразу же подключается вуз-партнер из нашего консорциума. Например, первый такой класс был открыт в Полоцке, и вузом, взаимодействующим со школой, стал Полоцкий государственный университет. Сейчас такая же модель используется в Бресте, здесь вуз-куратор - Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. Мы в рамках консорциума подбираем проекты под каждый вуз. А есть и общая работа - проводим форум "Мосты дружбы", театральный фестиваль, олимпиады Союзного государства, которые объединяют всех участников консорциума.

Одной из первых сетевых образовательных программ стала программа по социальной психологии, она реализуется совместно с Витебским государственным университетом им. П. М. Машерова. В течение двух лет обучения магистранты походят практику не только в учреждениях Пскова, но и в Беларуси, а по окончанию получают дипломы двух вузов.

Образовательные сетевые программы университет реализует в разных форматах, адаптируя их индивидуально под участвующие вузы. Так, с Белорусским государственным университетом сетевая магистерская программа касалась цифровой журналистики. Она создавалась двумя университетами. Белорусские специалисты приезжали в Псков, проводили занятия, вели лекции. А в случае с программой по социальной психологии, совместной с ВГУ им. П.М. Машерова, была выбрана иная конструкция. Псковские студенты параллельно обучались и в магистратуре ПсковГУ, и в ВГУ. Для обучения в этой магистратуре вузы объединили свои научно-исследовательские программы. Белорусские и российские профессора ездили вести занятия, мастер-классы в партнерском вузе. Студенты выпускались с двумя дипломами одновременно, но, по словам Серовой, не в этом главная цель проекта. Смысл его в первую очередь в том, чтобы повысить качество образования, создать уникальный образовательный контент и дать его студенту, не заставляя выезжать за пределы региона.

Программы двух дипломов в типовом варианте призваны закрыть кадровый дефицит, но при грамотном использовании, считает эксперт, они усиливают и обогащают оба вуза. В каждом регионе есть уникальные индустриальные партнеры, есть преподаватели, обладающие особенными компетенциями, которые могут дать нечто эксклюзивное вузам и студентам. И самое главное при проектировании программ - увидеть такие "изюминки" и использовать их.

Но первопроходцам приходится решать возникающие на пути организационные проблемы. Например, чтобы можно было реализовать программу по социальной психологии, белорусские партнеры получали разрешение в Министерстве образования РБ, регистрируя программу как экспериментальную инновационную.

- Если говорить, какие проблемы в высшей школе призван решать консорциум, это как раз тестирование существующих в России и в Беларуси отличий и требований, в том числе, законодательных, - говорит Ольга Серова. - Они могут с первого взгляда показаться несущественными, но при реализации подобных проектов оказывается, что у нас совершенно разный набор действий по отношению к нашим министерствам-регуляторам. Даже чтобы согласовать расписание, согласовать вопросы документации, требуются особые управленческие компетенции.

Россия и Беларусь сближают права граждан, реализуя Договор о создании СГ

Одной из основополагающих целей консорциума "ВМЕСТЕ" является создание системы подготовки кадров для высшей школы.

- В последние годы мы много говорим о студентах, о том, что мы должны им дать, какими специалистами они должны выйти из стен вуза, - рассуждает Серова. - Но гораздо меньше говорим о преподавательском составе, о необходимости опережающей подготовки тех, кто работает со студентами. Преподаватели сегодня должны овладеть уникальными компетенциями, связанными с цифровыми технологиями, с приоритетными направлениями научно-технологического развития. Преподаватели самым активным образом должны взаимодействовать с реальным сектором экономики, обеспечивать развитие научных исследований в университете и трансфер технологий.

Это серьезные требования к квалификации, и этому необходимо уделять больше внимания. По отдельным научным направлениям, уверена Ольга Серова, необходимо выстраивать совместную экосистему подготовки кадров высшей квалификации.

Большинство экспертов склоняются к тому, что только аспирантуры в университете для решения этих задач недостаточно. На практике подготовка кадров для высшей школы часто выливается в сложную организационную работу, которая выходит за пределы собственного региона. В России вузы могут прибегать к разовым диссертационным советам. Но стоит внедрить и модель совместных российско-белорусских диссертационных советов, особенно для вузов на приграничной территории. И консорциум занялся разработкой такой модели.

- На приграничной территории мы, например, видим некоторые научные проблемы, которые для нас могут быть очень интересны и значимы, - поясняет Серова. - Скажем, в Республике Алтай или в Петропавловске-Камчатском погружение исследователей в эту проблематику просто невозможно.

Чтобы реализовать задачи научно-технологического развития в рамках Союзного государства и подготовить специалистов, которые будут работать с большими вызовами именно в рамках союзной интеграции, необходимо активно внедрять кооперационные модели взаимодействия и в сфере исследований, и в сфере аттестации научных кадров.

- В целом в наших странах похожие требования Высших аттестационных комиссий, - добавляет Ольга Серова, - но, тем не менее, есть и отличия. Подготовка кадров высшей квалификации - это как раз та задача, которая будет апробирована в рамках нашего консорциума. Мы на это очень надеемся. Это для нас - задача на 2025 год.

Образование