В самом начале года, выступая на форуме "Родные - Любимые", заместитель председателя правительства Татьяна Голикова подчеркнула: несмотря на сложные демографические условия последних пяти лет, количество многодетных семей растет, и главная задача властей - создать для них максимально комфортные условия. Важно, что предприниматели восприняли это как призыв к действию и запустили множество уникальных проектов в совершенно разных сферах - от производства контента и запуска публичных мероприятий до индустрии гостеприимства и дизайна жилых помещений.
Культурное обогащение
В разговоре с "РГ" директор АНО Центр содействия патриотическому и духовно-нравственному воспитанию "Семья и Родина" Наталья Локтева рассказала, что сейчас фокус государства на демографической политике и воспитании детей значим как никогда. Но крайне важно решать эту задачу системно, обеспечив жителям всех регионов равный доступ к качественному детскому и семейному контенту.
"Семейные шоу решают не только глобальные задачи на уровне государственной политики, но и задачи отдельно взятой семьи: как качественно провести время с ребенком и сформировать с ним общую реальность. В связи с этим в 2024 году родилось мое авторское шоу "Богатыри" - семейный мультижанровый интерактивный спектакль", - рассказала Наталья Локтева.
При этом в шоу присутствует важнейший нарратив - впервые на одной сцене встречаются кавказский, северный, алтайский и славянский богатыри, которые показывают, что наша страна - одна большая семья, а ее сила - в единстве народов.
Говоря о публичных мероприятиях в контексте Года семьи, стоит упомянуть и международный аспект в демонстрации традиционных семейных ценностей. Генеральный директор парка "Остров мечты" Борис Пищик рассказал о партнерском фестивале "День Индии", организованном вместе с Индийским культурно-национальным центром.
"Идея тесно связать фестиваль с темой Года семьи возникла из понимания глубокого значения семейных ценностей в индийской культуре и желания продемонстрировать их российской аудитории", - рассказал он в беседе с "РГ".
Организаторы фестиваля уделили особое внимание тематической зоне "Свадьба в Индии", где демонстрировались традиции и ритуалы, подчеркивающие важность семейных связей и преемственности поколений. Это помогло россиянам узнать больше о национальных традициях и их влиянии на семейные отношения.
Лучшее - детям
Несмотря на кажущуюся приземленность бытовых аспектов, именно домашний уют является залогом семейного счастья - не зря после завершения программы общей льготной ипотеки семейная ипотека была продлена до 2030 года. И, разумеется, у молодых пар есть современное представление о том, что квартира должна учитывать интересы всех членов семьи - и бизнес просто не может игнорировать этот запрос.
По словам генерального директора Vinci Agency Марии Лапук, в этом году при организации Московской недели интерьера и дизайна от самих экспонентов прозвучал не только стандартный запрос на открытие специальной детской зоны, но и впервые - на деловую сессию по теме Года семьи.
"В целом тема семьи стала лейтмотивом не только деловой программы, но и самой экспозиции. Дизайнеры отметили, что все чаще семьи, которые только планируют рождение ребенка, еще на этапе проектирования своих квартир задумываются о будущем, чтобы интерьер мог легко трансформироваться под потребности детей", - подчеркнула Мария Лапук.
Основатель бренда интерактивных и развивающих игрушек BertToys Альберт Федотов в разговоре с "РГ" обратил внимание на похожий тренд - после проведения опросов его компания пришла к выводу, что интерактивные игрушки помогают родителям оставаться вовлеченными в игровые механики, качественно взаимодействовать с ребенком и при этом не выгорать от родительских обязанностей.
Та же тенденция прослеживается и в проектировании детских площадок. Директор по маркетингу компании "Лебер" Игорь Шаповалов рассказал, что в Год семьи компания сконцентрировалась на выпуске научных площадок для младших школьников. Учитывая, что в этом возрасте дети начинают отдаляться от родителей, им важно было создать место для совместного времяпрепровождения.
Приезжайте еще
Маркетолог и специалист по PR IBC Corporate Travel Юлия Малецкая рассказала, что туристическая инфраструктура тоже запустила новые проекты в Год семьи. Одним из главных трендов стали совместные путешествия в период командировок - отели стараются рассказать деловым путешественникам о детских программах, услугах нянь, семейных экскурсиях и так далее. Важно, что работодатели сами используют этот инструмент для повышения лояльности сотрудников.
"В 2024 году можно с уверенностью сказать, что ушел в прошлое анекдотичный образ отца, который уехал в командировку и дети забыли, как папа выглядит. Теперь командировки становятся частью воспитательного процесса - без отрыва от своей работы взрослые показывают детям новые места и на личном примере учат добиваться успехов", - рассказала эксперт.
Другие отели делают акцент на вопросах комфортного размещения матерей. Директор по маркетингу отеля Movenpick Елена Потапова рассказала, что во время своего длительного, но активного декрета встречалась с рядом неудобств во время сна и кормления ребенка в номере. Поэтому, выйдя из отпуска, она нашла новое решение для собственной гостиницы.
"Вернувшись к работе, я вместе с командой отеля начала подбирать специальные подушки, которые помогают молодым мамам комфортно отдыхать у нас вместе с детьми. В их числе - поясная подушка для кормления младенца, защищающая спину мамы, а также подушка-трансформер для беременных и кормящих мам", - подытожила Елена Потапова.