Малый бизнес устремляется в ниши неудовлетворенного спроса
Вам понятно, почему малый бизнес устремился в новые для него направления?
Александр Чепуренко: Малый бизнес весьма адаптивен, и в условиях закрытия российской экономики устремляется в те виды деятельности, в которых открылись ниши неудовлетворенного спроса. Экономике нужны замещающие импорт инновационные решения и продукция обрабатывающей промышленности во многих видах деятельности; ослабление рубля и усложнение доступа к излюбленным россиянами направлениям выездного требуют существенного расширения внутреннего предложения туристических услуг. Подъем предложения в области общественного питания связан с ростом располагаемых денежных доходов, который распространился на работников ряда отраслей и на населенные пункты, которые раньше практически услугами общепита не пользовались. Впрочем, изменения пока не очень значительные, в пределах долей процента, так что их не следует переоценивать. Пока нельзя говорить о явно наметившихся и устойчивых трендах изменений структуры малого бизнеса России.
Можно ли новые отраслевые направления малого бизнеса объяснить тем, что именно эти направления сейчас являются приоритетными для государства, и, значит, есть основания рассчитывать на особую господдержку?
Александр Чепуренко: Можно связать всплеск регистраций новых бизнесов в этих видах деятельности и с этим, конечно, но помимо господдержки, получателями которой становятся далеко не все бизнесы и не сразу после создания, основным фактором все же являются сигналы самого рынка.
Некоторые потенциальные предприниматели предпочитают работу по найму
По данным, которые приводит "СПАРК-Интерфакс", динамика регистрации МСП по итогам первых девяти месяцев 2024 года сократилась на 8 процентов. Чем это объясняется?
Александр Чепуренко: Скорее всего, тут нет одной причины. Действует комплекс факторов. Это и рост общей неопределенности, который препятствует планированию отдачи от будущего бизнеса, и существенное повышение заработных плат практически во всех отраслях и в госсекторе, что побуждает некоторых потенциальных предпринимателей, взвесив за и против, предпочесть более спокойную работу по найму. Благо заработные платы растут.
Как напоминают аналитики, более 40 процентов новых регистраций приходится на строительство и оптовую торговлю. Так было и прежде или это возникший тренд?
Александр Чепуренко: В общем, тут значительных изменений с прошлыми периодами не вижу, именно эти сектора традиционно доминируют в российском малом предпринимательстве. Дополнительным стимулом роста малого бизнеса в строительстве могло стать повышение спроса на индивидуальное строительство в связи с растущей дороговизной ипотечного жилья в крупных городах.
Бизнесу нужно четкое понимание того, что будет происходить в среднесрочной перспективе в экономике
А чем объяснить бум регистраций в секторе аналитики?
Александр Чепуренко: Рискну предположить, что это обусловлено уже упомянутым ростом неопределенности в экономике - бизнесу нужно четкое понимание того, что будет происходить в среднесрочной перспективе со спросом, ставкой кредита, курсом рубля и др. важными показателями, без опоры на которые невозможно строить собственную стратегию. И далеко не все бизнесы обладают компетенциями для оценки возможной динамики этих ключевых индикаторов.
Список приоритетов пополнила профессиональная и научно-техническая деятельность: доля сектора в общем числе регистраций за первые девять месяцев года выросла на 0,9 п. п., до 8,3 процента. Насколько малый бизнес технически оснащен? Не уступает ли он здесь крупным компаниям, особенно государственным?
Александр Чепуренко: Сложно сказать. Во-первых, такие сдвиги находятся в пределах допустимой погрешности. Во-вторых, в связи с повсеместно растущим кадровым голодом, конечно, появляется спрос на любые виды профессиональной подготовки и переподготовки, и на этом рынке малый бизнес в области профессионального и дополнительного образования, особенно онлайн, достаточно активен еще со времен пандемии. Что касается научно-технической деятельности, то здесь я достаточно скептичен: в сложившейся в России предпринимательской экосистеме спрос на высокотехнологичные стартапы минимален, скорее тут следует ожидать формирования новых центров компетенций в рамках крупных холдинговых структур типа Сбера. Что, конечно, не исключает того, что какие-то инновационные стартапы в области трансфера научных разработок в экономику могут возникать и даже достигать успеха.
Зафиксирован рост запроса на внутренний туризм
Привлекательнее для предпринимателей в 2024 году стала и обрабатывающая промышленность, доля которой в общем числе регистраций выросла до 7,9 процента с 7,2 процента в 2023 году. Связано ли это с появлением новых ниш после ухода западных компаний?
Александр Чепуренко: Опять-таки, пока изменение не слишком значимо. Но в целом я на этот вопрос ответил выше, и вы правы: открылись новые рыночные ниши. Кроме того, растет госзаказ, и некоторые опросные данные свидетельствуют, что его влияние на экономические показатели промышленных малых компаний довольно ощутимо. Возможно, потому, что некоторые учредители новых малых предприятий в производственных видах деятельности рассчитывают на появление якорного клиента в лице государства.
Вырос, по оценке "СПАРК-Интерфакс", интерес предпринимателей и к регистрации компаний в отрасли общественного питания и гостиничного бизнеса: доля отрасли за январь - сентябрь увеличилась на 0,9 п. п., до 3,6 процента. Насколько это связано с ростом зарплат на фоне дефицита кадров и, соответственно, с возросшим платежеспособным спросом на рестораны и путешествия?
Александр Чепуренко: Я на этот вопрос в целом ответил выше. Да, все источники информации фиксируют рост запроса на внутренний туризм, который, в отличие от выездного туризма, малый бизнес довольно легко может удовлетворить. Кроме того, значительное повышение заработных плат в обрабатывающей промышленности, за которым вынужденно потянулись и другие отрасли, стал формировать в карманах среднего россиянина дополнительные деньги на развлечения и общественное питание, в том числе в средних по размеру промышленных центрах.
Чем дороже кредиты, тем чаще малый бизнес пользуется альтернативными источниками
Субъекты малого и среднего предпринимательства продолжают использовать кредиты, но менее активно, чем раньше. Согласно данным Центробанка, по итогам августа прирост портфеля кредитов МСП в годовом выражении составил 28,3 процента, что немного ниже, чем в июле. Реже прибегать к заемным средствам малый бизнес вынужден из-за высоких кредитных ставок?
Александр Чепуренко: Да, разумеется, это самая очевидная причина. Чем дороже кредиты, тем чаще малый бизнес пользуется альтернативными источниками - коммерческими кредитами от партнеров или неформальными ссудами от частных лиц. Кроме того, становится выгодным разместить временно свободные средства на депозите и в дальнейшем воспользоваться этим источником для покрытия основных потребностей, которые у малого бизнеса связаны в основном с финансированием временного кассового разрыва (надо закупить новую партию товара, а выручка от продажи предыдущей партии еще не пришла). Полагаю, в ближайшем будущем мы столкнемся с дальнейшим снижением спроса субъектов МСП на кредитные ресурсы банков.
Экcперты отмечают повышение делового оптимизма у малых и средних предпринимателей. Согласно индексу RSBI, роста выручки ждет максимальная за все время наблюдений доля предприятий МСП - 43 процента. В какой мере эти ожидания связаны с прогрессирующей инфляцией, то есть, попросту говоря, с ростом цен?
Александр Чепуренко: Данные и других исследований, например, лонгитюдного наблюдения за малым бизнесом "Фонда общественное мнение", в котором регулярно через равные промежутки времени опрашиваются одни и те же владельцы малого бизнеса, в целом это наблюдение подтверждают. Значительная часть владельцев малых предприятий настроена на стабильность или рост бизнеса, т.е. в том числе на рост денежной отдачи. Вероятно, инфляция также скажется на номинальных показателях выручки. Однако тут следует отделить причину от следствия. Скорее инфляция порождается ростом отпускных цен на товары и услуги, а не наоборот. О таком предстоящем росте уже заявляют в последние месяцы представители крупного бизнеса во многих видах деятельности, и думается, если малый бизнес и будет отставать от них в повышении своих цен, то не очень сильно. Ведь текущий оборот - основной источник финансирования в малом бизнесе. Значит, без какого-то повышения цен сами малые предприниматели не угонятся за ценами на рынке на сырье, комплектующие, расходные материалы и т.д. Правда, следует учитывать, что малый бизнес объективно ограничен в возможностях значительного повышения цен - как более высокой конкуренцией в этом сегменте бизнеса, так и платежеспособным спросом своих клиентов. А среди них доминирует все же население. Поэтому, как правило, рост цен в малом бизнесе несколько отстает от повышения цен со стороны крупных игроков рынка.
Александр Чепуренко — доктор экономических наук. Родился в 1954-м в Москве. Окончил экономический факультет МГУ в 1977 г. С 1991 по
2004 г. — один из руководителей Российского независимого института социальных и национальных проблем, с 2004 г. — профессор факультета (затем — департамента) социологии Высшей школы экономики. Один из ведущих отечественных специалистов в области исследований предпринимательства и малого бизнеса, неоднократно выступал в массовой печати по проблемам российского предпринимательства и политики в отношении малого бизнеса.