Со служебного входа
Огромный коллектив - почти 300 человек - раскидало по городу. Административный аппарат приютила краевая научная библиотека, художники квартируют в Хабаровском государственном институте культуры, основная часть труппы обживается в старейшем кинотеатре города "Совкино".
Парадный вход, через который до недавних пор попадали на сеансы малочисленные кинозрители, закрыт. Идти нужно через служебный - тот, что рядом с кассами. "Совкино" в культурном смысле - место намоленное. Будучи студентами, мы ходили сюда на занятия, когда известный хабаровский киновед и педагог Эдуард Корчмарев доставал копию очередной концептуальной ленты - шедевра мирового киноискусства - и добивался, чтобы молодежь видела картину, а не смотрела. Тонкая грань, между прочим!
О том, что здесь был кинотеатр, напоминают афиши на стенах и названия залов: "Гранд-Иллюзион", "Молодежный", "Юбилейный". Мимоходом заглядываю в еще один, именуемый "Миражом". Отсюда вынесли ряды кресел, а вместо них поставили стулья вокруг дирижерского пульта. Здесь репетирует хор. В воздухе явственно носится запах гари и мне сразу становится не по себе. Выскакиваю и зову вахтера.
- Гарь? Только не это! Сейчас пожарным позвоню, - моментально реагирует охрана.
- В "Мираже" пахнет? Так там же стулья из театра уцелевшие поставили. Конечно, гарью еще несет, - останавливает нас один из сотрудников.
Запахи перенесенного в октябре несчастья преследуют труппу по сей день. Вынесенные из сгоревшего здания вещи впитали гарь, кажется, навсегда. Пахнут костюмы ("Дважды в химчистку сдавал фрак, но бесполезно", - посетовал музыкант оркестра), листы партитур, мебель и рояль, чудом выживший в огне. Он стоит на сцене в зале "Гранд-Иллюзион", где репетирует оркестр.
- На нем можно играть, - пробегает пальцами по клавишам художественный руководитель ХМТ Никита Туранов. - Это наша любовь, его из кабинета главного дирижера театра достали. Инструмент даже не расстроен! А концертный рояль, который стоял в холле и тоже выжил в пожаре, перевезли в Дом офицеров Восточного военного округа (ОДОРА).
Шторы вместо стен
Новое место артисты понемногу преображают. Так, по стенам "Гранд-Иллюзиона" развесили картины - сплошь водные сюжеты. Видимо, подсознательно выбрали что-то противоположное огненной стихии. Но, кажется, здесь воды хватает с избытком: крыша "Совкино" местами подтекает. А ведь именно во время ремонта кровли ХМТ произошел пожар, уничтоживший здание театра. Только бы здесь крышу не стали чинить.
Повсюду в "Совкино" висят шторы. Нет, не на окнах, а в коридорах.
- Мы сделали зонирование с помощью штор, чтобы хоть как-то разделить пространства на "помещения". Оборудовали места для репетиций. Здесь, например, был бетонный пол. Мы уложили на деревянный настил специальный линолеум для танцев, - объясняет Никита Туранов.
Основные репетиции сейчас проходят в бывшем холле "Совкино" - самом большом помещении. Оно используется для массовых сцен. Есть еще репетиционная на втором этаже.
- Конечно, условия не сравнить с прежними. Посреди холла еще и колонна стоит. Думали, что станет нам мешать, но она удачно вписалась в новый спектакль. По сценарию есть башня с часами, - говорит режиссер Снежина Копрова.
На стене у лестницы приклеен лист с надписью "Пошивка" и стрелочкой. Пока еще не все ориентируются в коридорах "Совкино". В пошивочном цехе работа кипит - впереди новогодние спектакли. На манекенах примеряют костюмы сказочных персонажей, не отвлекаются на гостей - некогда.
- Темновато здесь, не то что на прежнем месте в театре было, зато автобусная остановка рядом, - улыбаются мастерицы.
Темновато, холодновато и местами запущено - здание-то старинное. По пути худрук фиксирует на камеру телефона недочеты: тут штукатурка обвалилась, там дыра. Постепенно интерьер приведут в порядок.
- Главное, что есть крыша над головой. Прежнее здание было уникальным, специально для театра спроектированным. Заметил, что мы все как будто запретили себе вспоминать, как было раньше, чтобы не мучиться, - вздыхает Никита Туранов, глядя на картину, висящую в его кабинете. На ней еще нетронутая огнем любимая хабаровчанами музкомедия.
Спектакли "с колес"
В новых условиях пришлось сократить время на репетиции. Прежде на подготовку уходило три месяца, а накануне премьеры десять дней давалось на "зеленый коридор", когда весь театр работает только над постановкой. Сегодня такой возможности нет.
Премьеру "Мцыри" выпустили после трех общих репетиций. А первым после пожара показали спектакль "Больше, чем любовь" после одной репетиции в зале ОДОРА.
- Есть закон - любое препятствие рождает новое художественное решение. Нет такой преграды, которую художник не мог бы преодолеть. У хабаровского театра богатая история, замечательный коллектив, зрители - это все нельзя потерять в одночасье. Когда я узнала, что уцелели костюмы спектакля "Больше, чем любовь", у меня такая радость была, будто спасли весь театр! Площадка ОДОРА идеально подошла - на небольшом пространстве лучше стал акцент на актерах. Переживали, как быть оркестру, ведь нет оркестровой ямы, и музыканты играют за сценой, а дирижер следит за происходящим по экрану. Это очень сложно, но все справились, - рассказывает Снежина Копрова.
Знакомый хабаровчанам репертуар пришлось сильно "почистить". В огне утрачено множество декораций, костюмов, сгорело почти все оборудование.
- Мы расписали, что реально поставить. Например, "Наташу Ростову" вернуть уже нельзя, это огромное полотно. Спектакль всего один сезон прожил. Та же команда поставит "Анну Каренину". Специально для нашего театра композитор Владимир Баскин написал музыку, в марте будет премьера. Сейчас у нас время испытаний и время возможностей, - резюмирует Никита Туранов.
В пятницу 13-го театр показал еще одну премьеру - балет "Метель" по Пушкину. Это первая часть задуманной дилогии. Опера "Евгений Онегин" выйдет в феврале. Летом поставили хореографию, в начале осени создали костюмы и декорации, которые подчистую сгинули в огне. Пара месяцев ушла на восстановление костюмов. Говорят, новые получились даже лучше.
За кулисами в ОДОРА была радостная толкотня - в тесном пространстве перемещаются, задевая друг друга локтями гусары и нарядные дамы. Да и сама сцена Дома офицеров не для таких постановок.
- Пришлось подстраиваться под новые реалии. Поменяли рисунки танца, чтобы уместиться на сцене. Сложности есть, но все можно преодолеть, - уверен режиссер-постановщик Андрей Крылов.
Балет публика приняла с восторгом, зрители долго не отпускали артистов. Сразу после премьеры труппа ХМТ отправилась на гастроли в Южно-Сахалинск.