"Поп-механика" - феноменальный проект, который до сих пор никому не по силам повторить. Концерты оркестра включали элементы шоу, внезапного и эпатажного: органы, хоры, военные оркестры… Каждое выступление - неожиданность. Но за ней все же скрывалась точно составленная музыкальная композиция, четкая логика.
Поэтому в залах Мраморного дворца погружение в мир Курехина построено не по хронологическому принципу, а по логике самого Капитана, как музыканта называли его друзья и единомышленники. Это идея куратора выставки Алексея Корси, которую воплотила в физическую форму архитектор Наташа Кузьмина. Все залы должны под разными углами показать Курехина как музыкального деятеля - ведь так он сам себя, в первую очередь, и позиционировал.
"Сергей был очень легкий, веселый, остроумный человек и никогда не мучился творчеством. Оно было его главной миссией и давало ему жизнь. В первую очередь, он считал себя музыкантом и композитором. Сергей очень любил Петербург и обычно сочинял свои произведения на прогулках. Вместе мы много гуляли вдоль рек и каналов. Музыка нисходила к нему в самые неожиданные моменты, и он сразу ехал домой ее записывать и играть на пианино", - делится вдова композитора, руководитель Центра современного искусства имени Сергея Курехина Анастасия Курехина.
В каждой части экспозиции безостановочно звучит альбом "Поп-механики". Музыка доносится словно из стен конструкций выставки, ведь вся пространственная архитектура выглядит как самопальные колонки. Это обычные фанерные стены с хаотичными вставками динамиков.
Погружение в "Поп-механику" начинается с атмосферы концертов группы. Поэтому здесь развешаны всевозможные афиши выступлений и в фанеру встроены 20 небольших экранов, транслирующих фрагменты концертов. Конечно, важной частью экспозиции стали экспонаты. По залу расставлены египетские маски с концертов "Поп-механики" и другие костюмы, сотворенные для группы Сергеем Черновым, первый русский аналоговый синтезатор "Утюгон" - причудливый столик со струнами и звукоснимателями, звуки из которого выводились с помощью тяжелых предметов - утюга или гантелей.
Под звуки пластинки "Опера богатых" посетителю предлагают познакомиться с работами более близкого круга Курехина. В этой же части располагается витрина с личными вещами музыканта. Выставлен органайзер, открытый на странице со списком людей, которых композитор представлял в "Поп-механике". Рядом лежит номерной знак американского экспериментатора Фрэнка Заппы, а также настроечный ключ Курехина, который он возил с собой, чтобы самостоятельно настраивать все рояли.
Другие части экспозиции отсылают и к личной жизни музыканта, и ко всему, что связано с альбомом "Воробьиная оратория", и отдельно раскрывают его как кинокомпозитора и актера. Ведь "Поп-механика" - это не только музыкальный коллектив и все, что с ним связано. Как говорил Капитан - это "способ мышления". Поэтому "Поп-механика" вобрала в себя и публичный образ, телевизионные беседы, работу над сочинениями и музыкальные поиски.
Кстати
Залезть в машину "Поп-механики" можно будет до 13 января 2025 года.