Действительно, российский император имел виды на богатые и загадочные индийские земли, в тот момент уже находящиеся под властью Англии. Многие историки считают, что этот фантастический проект был результатом неуёмной фантазии Павла и был очень сложен в реализации. Тем более что монарх вскоре скоропостижно скончался и не успел претворить планы в жизнь. На выставке в Московском музее современного искусства совместно с галереей современного искусства a-s-t-r-a предположили, как обычный помещик средней полосы России осваивал бы этот необычный регион.
"Эта выставка не зря носит название "Утопия и Ухрония". Это альтернативная возможная история, которая могла бы случиться, если бы Индия стала новым прирощенным местом бытования того самого помещика, зайца-землемера и других героев. И все артефакты которые вы здесь видите, созданы как некие свидетельства той возможной реальности, которая могла бы произойти", - рассказала основатель галереи a-s-t-r-a Алина Крюкова.
Авторы превратили выставочное залы в музей-заповедник, разделенный на семь смысловых пространств, где можно познакомиться с новой реальностью. Все предметы - это элементы быта дворянской усадьбы, хозяин которой является просвещённым человеком и ветераном Индийского похода. Поэтому штандарты памяти тех времён напоминают лоскутные одеяла с изображениями Павла I и Наполеона, символизирующие славные битвы. А славянские легенды слились с индийскими верованиями.
Обратите внимание на печные изразцы, проливающие свет на любопытные подробности освоения русским человеком далёкой Индии. Очень легко надолго задержаться там, изучая сюжеты о знакомстве гатчинских гренадёров с крокодилами и другими неожиданными сюрпризами новой губернии.
Одна из самых ярких работ предлагает зрителю задуматься о скоропостижности жизни, которая конечна даже у самых смелых первооткрывателей и деятельных мечтателей. Посреди одного из залов прямо на полу разместили целую пирамиду скульптур, детально изображающих человеческие сердца. Ключи к прочтению этого перформанса передал читателям "РГ" художник Сергей Сонин.
"Это конопы - свящённые сосуды с прахом близких, прошедших огненное погребение. Я придал им форму анатомического сердца, своими корневищами уходящего в землю и прорастающего новой жизнью из пепла. Таким образом происходит вечный замкнутый цикл, в котором кто-то вновь растёт, живет и постигает мир, чтобы уйти из него и дать возможность другим росткам", - рассказал он.
Выставка "Утопия и Ухрония" в Музее современного искусства