Четверть предпринимателей считают, что их компания сохраняет свои позиции на рынке. Примерно по 18% оценили состояние бизнеса как "контролируемое сокращение", "серьезный спад" и "кризис". Основная часть тех, кто сообщил о падении выручки и кризисе, относится к сфере малого и микробизнеса в сфере торговли непродовольственными товарами, отмечают аналитики. Такая динамика продиктована конкуренцией с сетями и онлайн-бизнесом.
По словам исполнительного директора ИЭР Антона Свириденко, в прошлогоднем опросе о росте своего бизнеса сообщали почти 24% респондентов, а сейчас этот показатель сократился примерно до 20%. В свою очередь, о кризисе или планах закрыть компанию говорят 18,3%, год назад - 8,5%.
Мнения участников опроса различны в зависимости от отрасли, в которой они работают. Так, представители туризма и гостиничного бизнеса полны оптимизма: соотношение показателей, которые можно было бы условно определить словами "все хорошо и становится лучше" и "все плохо и становится хуже", здесь выглядит как 29,8% и 18,6% соответственно.
Противоположно видят ситуацию представители торговли и перевозок. В сфере пассажирских перевозок 12,5% считают, что "все хорошо и становится лучше", а 29,7% - "все плохо и становится хуже", в грузоперевозках - 14,8% против 39,8%, в продовольственной рознице - 14,8% и 39%. Продавцы непродовольственных товаров разделились на группы по 12,1% и 57,5%. Как отмечают в ИЭР, речь идет в первую очередь об автономных, малых игроках рынка, а не о сетевых ретейлерах, маркетплейсах или монополистах.