В список банков, которые должны будут первыми запустить полноценные операции с цифровым рублем, входят ЮниКредит Банк, Газпромбанк, Совкомбанк, ВТБ, Альфа-Банк, Сбербанк, Московский кредитный банк, банк "Открытие", Росбанк, Т-Банк, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк и Россельхозбанк.
Остальные банки с универсальной лицензией получат больше времени для адаптации своих систем - до 1 июля 2026 года. Кредитным организациям, не входящим в эту категорию, предоставят срок до 1 июля 2027 года. Важно, что, несмотря на определение конкретных сроков для запуска таких операций, регулятор и отрасль продолжают обсуждать новые инициативы, которые помогут сделать процесс внедрения новой формы национальной валюты более комфортным.
Например, в ближайшее время ЦБ продолжит обсуждать с сообществом вопрос создания отдельного приложения для таких операций. В Ассоциации банков России (АБР) недавно указали на то, что стоимость внедрения технологии для небольших банков оказывается очень существенной - от 85 до 150 миллионов рублей.
Еще одним важным шагом регулятора навстречу бизнесу в целом стало продление нулевых тарифов за операции с цифровым рублем - льготный период будет действовать до конца 2025 года и поможет компаниям сократить издержки. После этого размер комиссии при проведении платежей составит 0,3 процента от суммы, но не более 1,5 тысячи рублей, а за переводы между юрлицами - 15 рублей за операцию.
Тем не менее, бизнес при поддержке минпромторга в конце ноября указал на другие препятствия во внедрении механизма цифрового рубля - в результате ведомство в своем отзыве на соответствующий законопроект предложило установить двухлетний переходный период для полноценного и обязательного запуска цифрового рубля. За это время рынок сможет доработать необходимое ПО, согласовать все юридические процедуры и так далее.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) отмечают, что в целом техническое обеспечение проведения таких платежей остается сложной задачей для бизнеса, учитывая высокие требования к безопасности и отказоустойчивости цифровых систем. А учитывая то, что покупателям и так доступно множество инструментов оплаты - карты национальной платежной системы, QR-коды, биометрия и так далее, - необходимости в поспешном внедрении новой опции просто нет.
Участники индустрии также указывают на то, что для них в теме цифрового рубля остаются белые пятна. И хотя тестирование операций, прошедшее в 21 тысяче торговых точек в целом прошло без нареканий, остается потребность в более конкретных правилах функционирования цифрового рубля и взаимодействия платежной системы с компаниями.