Тем не менее переход начался. В первую очередь он коснулся организаций, в отношении которых были введены санкции - они первыми столкнулись с отключением зарубежного ПО. Во многом именно за счет их масштабных потребностей (ведь речь идет о крупнейших компаниях) рынок отечественного ПО за последние три года сильно вырос: качественно и количественно. Спрос на российские ИТ-продукты увеличился в десятки раз. Многократно возросло и качество отечественного софта: программное обеспечение стало функциональнее, а его разработчики стали больше задумываться о совместимости отечественных решений.
В итоге рост российского ИТ-рынка в 2024 году, по предварительным оценкам, составил более 10 процентов. Число ИТ-компаний в России превысило 200 тысяч, а общий объем ИТ-рынка достиг астрономических 5,5 триллиона рублей. В то же время число ИТ-специалистов выросло примерно до 850 тысяч человек. В реестре отечественного ПО сейчас содержится почти 24 тысяч продуктов.
Активный переход на отечественное ПО и программно-аппаратные комплексы (ПАК) идет сегодня в госсекторе и госкомпаниях, в банковской среде, авиации, медицине, образовании, то есть практически во всех ключевых отраслях экономики страны. Благодаря этому накоплен успешный опыт перехода на российское общесистемное ПО: операционные системы, базы данных, системы виртуализации и хранения данных. Также эффективно тиражируется опыт внедрения систем видео-конференц-связи, офисных решений, систем электронного документооборота, почтовых программ, мессенджеров и прочего.
Следует отметить, что в последние годы драйвером ускоренного перехода на российский софт стали не только геополитические события, но и действия государства. Так, президентом был подписан указ N166 об отказе от использования иностранных решений с 1 января 2025 года. Речь идет об обязательном переводе объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на российское ПО и "железо". Однако, по нашим оценкам, до этого срока на отечественный софт успеют перейти только 20-30 процентов субъектов КИИ. Примерно 10-15 процентов сделают это в первой половине 2025 года.
Также с 1 января следующего года изменится и налоговая политика в отношении ИТ-компаний. В условиях общего повышения налога на прибыль до 25 процентов сохранение пониженного налога на прибыль для ИТ-компаний на уровне 5 процентов на период с 2025 по 2030 год выглядит оптимальным. При таких условиях компании-разработчики ПО будут иметь возможность дальнейшего роста и инвестирования в создание и развитие своих продуктов.
Позитивно скажется на рынке новая инициатива минцифры об исключении из реестра российского ПО разработок госкорпораций, которые не ориентированы на коммерческий рынок. Основным условием для включения продукта в реестр будет наличие выручки от независимых клиентов, а не от аффилированных структур. Мера должна мотивировать госкомпании улучшать качество своих решений и повышать их конкурентоспособность вместо дублирования разработки уже существующих на рынке продуктов.
Кроме того, в 2025 году вступят в силу изменения в постановления правительства N325 и N1236, устанавливающие сроки совместимости ПО с любыми двумя операционными системами, а также классов ПО между собой. Уже в следующем году начнут действовать требования совместимости для офисного ПО и средств виртуализации. В 2026 году они коснутся прикладных и отраслевых решений, а в 2027 году - промышленных. Это поможет повысить качество отечественных программных продуктов, а также укрепит доверие к ним. Это особенно важно для формирования технологически независимой ИТ-экосистемы в России.
Вместе с тем со следующего года мы прогнозируем дальнейшее сокращение мер государственной поддержки ИТ-отрасли. Многие компании учитывают этот факт при планировании своего стратегического развития. Продолжающийся рост ключевой ставки также негативно влияет на эти процессы, так как возрастает стоимость заемных средств, необходимых компаниям для развития. Эта ситуация будет способствовать повышению стоимости ИТ-решений в 2025 году, а также замедлению темпов развития индустрии.
Регуляторная нагрузка на ИТ-отрасль тоже продолжит расти. Уже сейчас идет корректировка требований к ИТ-аккредитации компаний и введению обязательств по обучению компаниями студентов за счет сэкономленных от налогов средств. Планируется осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств на цифровизацию, ведется активная работа над Цифровым кодексом, который, по задумке авторов, объединит и систематизирует всю действующую регуляторику в области ИТ.
В 2025 году мы увидим продолжение тренда на консолидацию и партнерство ИТ-бизнеса при создании отечественных комплексных решений. Очевидна тенденция к объединению технологических, кадровых и финансовых усилий ИТ-компаний, формированию российских партнерств под задачи заказчиков ПО.