Утро жительницы садоводства Ангелины Федосеевой начинается не с кофе. Первый школьный автобус приезжает на остановку к 7.00, поэтому женщине нужно встать пораньше, собрать дочку-первоклашку и отправиться с ней по ямам и колдобинам в школу. При хорошей погоде путь занимает полчаса. Если идут сильные дожди или выпадает снег, то ситуация ухудшается.
Уличного освещения тут нет. Ребятам, которые учатся в первую смену, повезло больше - они могут засветло вернуться домой. Тем, кто приезжает из школы вечером, приходится в потемках преодолевать оживленную трассу. "С 27 ноября родители учеников Яблоневской школы получили сообщения, что со следующего дня посадка и высадка ребят из СНТ будет осуществляться на 500 метров дальше. Дети и так едут на автобусе больше двух километров, так еще и пеший путь для них теперь увеличился. Трасса Калининград - Голубево - Полевое всегда была оживленной. Тут часто ездят большегрузы, проходят железнодорожные пути, видимость в темное время суток очень плохая. Остановка есть только на одной стороне дороги", - рассказывает неравнодушная жительница "Голубево" Светлана Зуйкова.
Всего автобус забирает в школу семь ребят. Казалось бы, можно просто подъезжать ближе к жилым домам. Однако трудности возникли с земельным участком. "Дорога расположена между полосой отвода железной дороги и СНТ на участке, который относится к землям сельскохозяйственного назначения. Он сформирован членами садоводческих товариществ, - ответили на запрос "РГ" в администрации Гурьевского муниципального округа. - Организовать заезд школьного автобуса на территорию СНТ невозможно, так как отсутствует разворотное кольцо, оборудованное остановочным павильоном и наружным освещением".
А еще дорога нигде не стоит на балансе. Следовательно, ее никто не обслуживает, не ремонтирует и не расчищает от снега. Предназначена она исключительно для подъезда к садоводствам и не может быть признана муниципальной.
Перенести остановку ближе к съезду в СНТ нельзя. К полосе отвода многострадальной дороги примыкают земельные участки, которые находятся в частной собственности. По нормам СанПиНа, пешеходный подход обучающихся от жилых домов до остановки должен составлять не более 500 метров. В сельских районах это расстояние можно увеличить до одного километра. Однако свободной муниципальной земли для переноса остановочного павильона нет. Тем не менее власти муниципалитета направили письмо в региональное управление дорожного хозяйства, в ведении которого находится автомобильная дорога, с просьбой перенести остановку ближе к съезду в СНТ. Ответ от ведомства пока не получили.
Жители садового товарищества с этим не согласны: существует выписка из ЕГРН от 16 мая 2022 года, где четко прописано, что правообладателем земельного участка, по которому проходит дорога к СНТ, является администрация Гурьевского муниципального округа. Свою правоту они намерены отстаивать в суде. Заседание назначено на 5 февраля 2025 года.
Антон Цепин, руководитель юридического бюро, Калининград:
- Все упирается в принадлежность дороги. По закону муниципальные власти не должны содержать пути, обеспечивающие подъезд исключительно к СНТ. Такие дороги относятся к землям общего пользования и принадлежат садоводам на праве долевой собственности. Они должны обустраивать подъезды внутри товарищества самостоятельно. Если дорогу признают муниципальной, то у администрации возникнет обязанность по ее содержанию.