Газпромбанк выпустил мобильную версию цифровой системы для решения бизнес-задач "ГПБ Бизнес-Онлайн". Какие возможности это дает пользователям?
Светлана Яковлева: Благодаря новой версии "ГПБ Бизнес-Онлайн" пользователям стало удобнее работать как с сервисами банка, так и со всеми продуктами сервисной линейки Группы Газпромбанка, представленными в нашей цифровой экосистеме. Пользователи могут совершить любую финансовую или нефинансовую операцию из любой точки и с любого мобильного устройства: планшета, мобильного телефона, ноутбука. И при этом не бояться, что приложение перестанет поддерживаться, актуализироваться или пропадет из сторов. Ведь "ГПБ Бизнес-Онлайн" - это не отдельное приложение, а браузер экосистемы, который автоматически подстраивается под размер того устройства, с которого входит пользователь. Для быстрого доступа иконку "ГПБ Бизнес-Онлайн" можно перенести на рабочий стол своего устройства точно так же, как иконку мобильного приложения.
Когда появилась идея создать мобильную версию цифровой экосистемы?
Светлана Яковлева: Мы предвидели сложности, с которыми в будущем столкнутся клиенты российских банков при работе с мобильными приложениями, и уже в 2022 году выбрали стратегию развития адаптивной версии "ГПБ Бизнес-Онлайн".
Что представляет собой цифровая экосистема Газпромбанка для корпоративных клиентов?
Светлана Яковлева: Она охватывает все стороны работы наших клиентов - юридических лиц: от ИП и небольшой компании до крупного холдинга. Наша экосистема - это цифровая платформа, состоящая из микросервисных модулей, которые могут развиваться независимо друг от друга. Но при этом они связаны между собой едиными правилами работы и требованиями безопасности, электронным документооборотом. То есть каждый отдельный сервис является "шестеренкой" одного большого механизма, созданного по единым правилам. В том числе единым правилам UX/UI, для того чтобы пользователям было проще и удобнее работать.
По сути, мы имеем конструктор, причем не только для компании в целом, но и для ее сотрудников - каждый из них будет видеть только ту область, которая нужна ему для работы. Например, если сотрудник работает с корпоративными картами, то при входе в экосистему он будет видеть только сервис "Корпоративные карты". Благодаря этому обеспечивается информационная безопасность компании.
В то же время если наш клиент - индивидуальный предприниматель, он сам выступает и бухгалтером, и HR. А значит, может получить доступ ко всем сервисам в экосистеме. Или пользоваться только нефинансовыми сервисами, такими как бухгалтерия, юридическая поддержка, конструктор документов, которые он может передать нашим партнерам, сосредоточившись на развитии бизнеса.
Какие ключевые сервисы охватывает экосистема?
Светлана Яковлева: Если говорить про транзакционные услуги, это расчетно-кассовое обслуживание, Система быстрых платежей Банка России, корпоративные карты, онлайн-инкассация с помощью автоматизированных депозитных машин Moniron, валютный контроль, а также широкий набор сервисов, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Также мы предлагаем сервис по оплате таможенных платежей.
У нас есть сервисы для крупных компаний - это управление ликвидностью казначейства, кэш-пулинг, брокерское обслуживание, казначейские операции, размещение и конверсионные операции, кредитование, лизинг, факторинг, сервис проверки контрагентов, который позволяет клиентам мониторить надежность партнеров, зарплатные проекты и т.д. В случаях, когда необходимо осуществлять контроль за проведением платежей в рамках контрактов, клиент может воспользоваться услугой по банковскому сопровождению контрактов. Мы также предлагаем и внешние партнерские сервисы, такие как онлайн-касса, юридическая поддержка, бухгалтерия, маркетплейс для поиска исполнителей работ и автоматизации работы самозанятыми подрядчиками.
Таким образом, когда клиент попадает в экосистему Газпромбанка, он может получить полный спектр услуг в едином пространстве. Более того, если он выберет сервис нашего партнера, то сможет перейти в него бесшовно, без дополнительных авторизаций, что тоже очень удобно. Рады, что с нашей помощью клиенты становятся больше, сильнее и успешнее.
Исторически Газпромбанк предоставлял услуги для поставщиков и подрядчиков нефтегазового сектора, среди которых немало компаний из малого и среднего бизнеса. Есть ли в экосистеме сервисы для сегмента МСБ?
Светлана Яковлева: Газпромбанк - это универсальный банк, который работает как с крупным бизнесом, так и с компаниями малого и среднего бизнеса - они составляют значительную долю клиентов.
То есть, с одной стороны, мы хорошо знаем и умеем работать со сложными крупными клиентами, понимаем их непростую структуру, глобальные задачи и цели, которые им необходимо реализовать, и с удовольствием помогаем в реализации крупных проектов. С другой стороны, мы анализируем потребности малого бизнеса и даем ему простые доступные инструменты для того, чтобы он мог заниматься своим любимым и важным делом максимально эффективно и комфортно. В настоящее время предпринимателям в онлайн-банке доступны в том числе расчеты между юрлицами через СБП, быстрые цифровые кредиты и бесшовный выход на Электронную торговую площадку Газпромбанка (ЭТП ГПБ).
Банки относятся к объектам критической инфраструктуры, а значит, на них распространяется требование об импортозамещении. Как внедрение новых решений, усилия по обеспечению безопасности данных отражаются на качестве клиентских сервисов?
Светлана Яковлева: Импортозамещение ИТ-систем в Газпромбанке идет полным ходом. Мы планируем завершить этот процесс в первом квартале 2025 года.
В этом году стояла непростая задача перевести клиентов из всех действующих систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО), которые попадают под требование об импортозамещении, на нашу экосистему, которая разрабатывалась Газпромбанком самостоятельно. И нам удалось ее решить - все клиенты теперь обслуживаются в "ГПБ Бизнес-Онлайн".
Какое развитие получит "ГПБ Бизнес-Онлайн" в 2025 году? Какие сервисы вы планируете развивать особенно активно?
Светлана Яковлева: В этом году мы заняли первое место в исследовании Markswebb по цифровым сервисам для крупного бизнеса. В ближайшие годы мы будем развивать те сервисы, в которых еще не заняли лидирующие позиции. Еще одна амбициозная цель - стать лидером по цифровым сервисам для клиентов малого бизнеса. Поэтому инструментам и продуктам для МСБ в следующем году будет уделено самое серьезное внимание.