24.12.2024 11:23
Башкортостан

Акмуллинский университет помогает развивать полилингвальное образование

Текст:  Гульназира Ишбердина (Уфа)
Российская газета - Экономика Поволжья: №292 (9534)
В Башкирии сегодня открыто девять полилингвальных школ, в которых обучение ведется на русском, родном и иностранном языках одновременно. Также функционируют 72 полилингвальные группы в 50 дошкольных учреждениях. И сеть этих образовательных учреждений продолжает расти с учетом многообразия народов, проживающих здесь.
Коллектив факультета башкирской филологии разрабатывает методические рекомендации полилингвальных школ / Пресс-служба БГПУ им. М. Акмуллы
Читать на сайте RG.RU

По словам главы Башкортостана Радия Хабирова, в регионе давно сложились хорошие традиции изучения родных языков.

- В наших детсадах и школах обучение ведется на 6 языках, в качестве родных изучаются 13 языков. Успешно работают 56 инновационных национальных школ. Мы выстраиваем модель полилингвального образования на основе федеральных стандартов с широкой языковой подготовкой, внедрением этнокультурных компонентов, обращением к языкам народов Башкортостана, - говорит руководитель региона.

Основной поставщик педагогических кадров для полилингвального образования сегодня - БГПУ имени М. Акмуллы. Причем в вузе не просто готовят педагогов, но и разрабатывают методику преподавания предметов на разных языках в тесном сотрудничестве с полилингвальными школами не только республики, но и других регионов. - Мы создали учебный план для первых-одиннадцатых классов, создали методологию, как на практике должно осуществляться полилингвальное образование. С учетом, что ряд предметов по согласованию с Министерством просвещения России ведется на трех языках: на русском - 60%, родном - 30% и иностранном - 10%. Методология разработана для обучения башкирскому языку в качестве родного и готовится на татарском, марийском и чувашском, - отметил ректор Акмуллинского университета Салават Сагитов.

Кроме того, по заданию Минпросвещения РФ университет выполнил сравнительный анализ практик внедрения полилингвального образования в разных регионах страны. Такая работа велась и в регионах учебно-педагогического округа - Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках. Учебно-педагогические округа создаются в России с 2023 года по инициативе Министерства просвещения Российской Федерации. В их состав входят педагогические университеты и колледжи, органы управления образованием, институты повышения квалификации.

В результате написаны методические рекомендации по организации поликультурного образования и свыше 500 учителей из разных регионов прошли курсы повышения квалификации по вопросам реализации полилингвального образования в Акмуллинском университете.

Кроме того, вуз собрал и обобщил практику регионов по преподаванию предметов на родном языке. Проблема состояла в том, что педагоги описывали свою методику на родном языке - осетинском, чувашском и т. д. Получалось, что учитель из другого субъекта не мог воспользоваться наработками коллеги. Теперь этот опыт собран в единое пособие на русском языке.

Кстати

Проблемы полилингвального образования обсуждались недавно на Национальном педагогическом форуме в Уфе. Здесь выступили представители педагогических сообществ Карачаево-Черкесии и Северной Осетии-Алании. Все они выразили признательность Акмуллинскому университету за методическую и научную помощь в решении актуальных образовательных проблем.

Реклама, 16+, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы", ИНН 0274035573, Лицензия Л035-00115-02/00097098 от 28.06.2016
erid:F7NfYUJCUneP5VK9NsEx
Башкортостан Пермский край Кировская область Марий Эл Мордовия Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Татарстан Удмуртия Ульяновская область Чувашская республика