По словам главы Башкортостана Радия Хабирова, в регионе давно сложились хорошие традиции изучения родных языков.
- В наших детсадах и школах обучение ведется на 6 языках, в качестве родных изучаются 13 языков. Успешно работают 56 инновационных национальных школ. Мы выстраиваем модель полилингвального образования на основе федеральных стандартов с широкой языковой подготовкой, внедрением этнокультурных компонентов, обращением к языкам народов Башкортостана, - говорит руководитель региона.
Основной поставщик педагогических кадров для полилингвального образования сегодня - БГПУ имени М. Акмуллы. Причем в вузе не просто готовят педагогов, но и разрабатывают методику преподавания предметов на разных языках в тесном сотрудничестве с полилингвальными школами не только республики, но и других регионов. - Мы создали учебный план для первых-одиннадцатых классов, создали методологию, как на практике должно осуществляться полилингвальное образование. С учетом, что ряд предметов по согласованию с Министерством просвещения России ведется на трех языках: на русском - 60%, родном - 30% и иностранном - 10%. Методология разработана для обучения башкирскому языку в качестве родного и готовится на татарском, марийском и чувашском, - отметил ректор Акмуллинского университета Салават Сагитов.
Кроме того, по заданию Минпросвещения РФ университет выполнил сравнительный анализ практик внедрения полилингвального образования в разных регионах страны. Такая работа велась и в регионах учебно-педагогического округа - Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках. Учебно-педагогические округа создаются в России с 2023 года по инициативе Министерства просвещения Российской Федерации. В их состав входят педагогические университеты и колледжи, органы управления образованием, институты повышения квалификации.
В результате написаны методические рекомендации по организации поликультурного образования и свыше 500 учителей из разных регионов прошли курсы повышения квалификации по вопросам реализации полилингвального образования в Акмуллинском университете.
Кроме того, вуз собрал и обобщил практику регионов по преподаванию предметов на родном языке. Проблема состояла в том, что педагоги описывали свою методику на родном языке - осетинском, чувашском и т. д. Получалось, что учитель из другого субъекта не мог воспользоваться наработками коллеги. Теперь этот опыт собран в единое пособие на русском языке.
Проблемы полилингвального образования обсуждались недавно на Национальном педагогическом форуме в Уфе. Здесь выступили представители педагогических сообществ Карачаево-Черкесии и Северной Осетии-Алании. Все они выразили признательность Акмуллинскому университету за методическую и научную помощь в решении актуальных образовательных проблем.