Если считать рост в процентах, то он, конечно, значительный. А вот если в штуках и сравнивать при этом с другими федеральными округами, то окажется, что СКФО отстает от них, и серьезно. Например, на Урале и в ЮФО электрокаров за год тоже стало в два раза больше, только здесь прибавка составила почти 1,5 и 2,5 тысячи машин соответственно.
И тем не менее позитивная тенденция наметилась, и немалую роль в этом сыграло то, что регионы Северного Кавказа вошли в число пилотных, где, согласно распоряжению правительства России, создается зарядная сеть для электромобилей. Благодаря федеральной программе до конца 2024 года в республиках Северного Кавказа должно появиться более сотни ЭЗС. Часть из них уже работают. Большинство расположены вдоль главной транспортной магистрали - трассы "Кавказ", в Ставропольском крае, в столицах и крупных городах республик. Кроме того, первые три станции установлены на парковке горнолыжного курорта "Эльбрус", еще две электрозаправки находятся на курорте "Архыз".
А во Владикавказе открыли самую мощную (более 450 киловатт) в России ЭЗС, где машину можно зарядить за 15 минут. Одновременно заправиться здесь могут четыре автомобиля. По словам главы Северной Осетии Сергея Меняйло, ее не случайно установили в районе Олимпийского парка.
- Рядом проходит Военно-Грузинская дорога, по которой постоянно едут автотуристы, да и вообще это популярное место. Кроме того, эксперты отмечают, что среднегодовой рост парка электрических автомобилей в России превышает 90 процентов. А в Северной Осетии количество электрокаров ежегодно увеличивается на 100 процентов, - отметил Меняйло.
В Дагестане функционируют уже несколько десятков зарядных станций, из них так называемых быстрых (мощностью 150 киловатт) - около 20.
"Юридические лица и предприниматели, которые устанавливают ЭЗС, могут воспользоваться рядом преференций. Прежде всего, они получат субсидии в размере 60 процентов от фактически понесенных затрат на закупку оборудования, но не более 1,86 миллиона рублей, а также скидку в 30 процентов на технологическое присоединение объектов зарядной инфраструктуры к электрическим сетям. В таком случае вернут не более 900 тысяч рублей", - сообщили в минэнерго Дагестана.
Зарядная инфраструктура - это, конечно, важнейший, но не единственный фактор, способствующий росту числа электромобилей в регионах.
- Чтобы электрокары в течение пяти лет заняли долю размером не менее 10 процентов от общего числа автомобилей, властям уже сегодня следует создать собственное производство аккумуляторных батарей. Такие планы у правительства есть, - говорит генеральный директор компании "Мой Автопрокат" Дмитрий Матвеев. - Летом прошлого года появилась информация, что в городе Глазов в Удмуртии построят первый в стране завод, который на основе российского сырья станет изготавливать редкоземельные магниты для таких двигателей. Власти надеются, что этот завод простимулирует открытие предприятий по производству электродвигателей. Также электрозаправки должны быть не только в городах, но и на основных автотрассах, необходимо устанавливать как минимум одну ЭЗС на 100 километров.
Эксперт добавил, что нужны как медленные элекрозаправки, где автолюбитель сможет заряжать свой электрокар в течение ночи, так и быстрые, которые сделают то же самое, но за 30 минут. Кроме того, водителям необходимо предоставлять скидки на зарядку и возможность бесплатно оставлять электромобили на парковках.
- И нужно развивать специализированные сервисы для техобслуживания электрокаров. "Внутренности" у них почти такие же, как у гибридов, то есть без каких-то особых узлов или блоков. Сложность в том, как они расположены, - отмечает Матвеев. - Силовые кабели и высоковольтная батарея спрятаны в таких зонах, чтобы риск повредить их при ДТП был минимален. И справиться с ремонтом электрокара смогут лишь в специализированных сервисах, но не из-за того, что он сложен, а потому что на обычных станциях техобслуживания нет нужного программного обеспечения, оборудования для диагностики и инструментов. Аккумулятор сам по себе дорог, поэтому и ремонтировать его трудоемко и недешево. Без специального сканера, который измеряет напряжение во всех модулях АКБ поочередно, невозможно получить ответ на самый важный вопрос, сколько еще проработает батарея. Кроме того, эти данные способен проанализировать только специалист. А они необходимы, чтобы вынести вердикт, нужен ли ремонт машине и во сколько он обойдется.
Эксперты "АВТОСТАТа" недавно выяснили, с какими трудностями сталкиваются владельцы электромобилей при их ремонте. Примерно каждый четвертый отметил отсутствие специальных сервисов или отказ СТО брать электромобиль на обслуживание. На дефицит квалифицированного персонала указали около 12 процентов водителей. Также владельцы электромобилей обратили внимание на долгое ожидание запасных частей и расходников и высокую стоимость работ. Своими силами ремонтируют такие машины лишь 5,9 процента обладателей электрокаров, принявших участие в опросе. Помимо этого, владельцы электромобилей считают, что со стороны властей нет внимания к обслуживанию таких транспортных средств. Свыше трети опрошенных ответили, что не испытывают никаких проблем при ремонте своих "электричек".
- В Европе уже пару лет говорят о планах к 2035 году полностью пересадить автовладельцев на электромобили. Это обусловлено экологическими проблемами, потому что именно автомобили, а не промышленные предприятия производят до 80 процентов выбросов, которые загрязняют воздух. И такой переход реален, если удастся снизить стоимость электрокаров, - считает Матвеев. - Цена - самый большой минус электромобиля, а ее большая часть - это стоимость батареи. Взрывной спрос на электрокары станет возможен, как только создадут дешевый аккумулятор, тогда электромобиль будет стоить не дороже обычного авто.
Алексей Смирнов, директор по развитию компании "STEP. Транспортные решения":
- Реализация федерального пилотного проекта создания сети зарядных станций на Северном Кавказе может значительно способствовать увеличению числа электромобилей в округе. Сейчас данная сеть в основном ориентирована на туристов, ЭЗС устанавливаются преимущественно в курортных зонах и вдоль федеральных трасс. Однако учитываются и потребности местных жителей. Также активно появляются мобильные приложения для поиска ближайших станций и бронирования времени на ЭЗС.
На рост числа электромобилей на Северном Кавказе могут повлиять такие факторы, как субсидии и льготы на их покупку, увеличение дальности хода, расширение модельного ряда доступных машин, повышение осведомленности о преимуществах электромобилей и рост экологического сознания населения. Мягкий климат округа тоже создает благоприятные условия для эксплуатации таких автомобилей.