25.12.2024 22:04
Общество

240 лет назад родился этнограф и археолог Зориан Доленга-Ходаковский

Текст:  Юрий Борисёнок (доцент исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №48 (1156)
Двести сорок лет назад, 24 декабря 1784 года, в фольварке близ деревни Гайна Минского уезда (ныне Логойский район Минской области) в семье небогатого шляхтича родился Зориан Доленга-Ходаковский, один из зачинателей белорусской и российской этнографии и археологии.
Неутомимый энтузиаст многим с первого взгляда казался странным чудаком. / wikipedia.org
Читать на сайте RG.RU

Его настоящее имя Адам Чарноцкий. Детство и юность были трудны и горестны. Отец вынужден был наниматься управляющим к богатым землевладельцам. Когда Адаму исполнилось восемь лет, умерла мать, в шестнадцать с кончиной отца он остался круглым сиротой.

С юных лет Чарноцкий живо интересовался разнообразными древностями и народными обычаями. Образование его ограничилось уездным училищем в Слуцке, которое Адам окончил в 1801 году. Но свои увлечения он неутомимо шлифовал всю свою недолгую жизнь, уложившуюся в сорок лет и закончившуюся в ноябре 1825-го в селе Петровском Тверской губернии. Чарноцкий задолго до обретения звонкого псевдонима совмещал свои повседневные занятия - работу управляющим имением, юридическую практику - с изучением нравов окрестных жителей, древних курганов, архивных документов. При этом молодой шляхтич был пылким поклонником Наполеона, и эта страсть в 1809 году привела его в Сибирь. Поводом для пешего путешествия в Омск послужило письмо другу, в котором Адам рассказал о своем желании вступить в армию Герцогства Варшавского, созданного Наполеоном на западной границе Российской империи. Чарноцкого лишили дворянского достоинства и отдали в солдаты.

В Сибири Адам великолепно овладел русским языком, который стал языком его ученых занятий

В Сибири Адам великолепно овладел русским языком, который со временем наряду с польским стал языком его ученых занятий. Богатство свойственных ему стиля и лексики ощущается, например, по такому вот зачину так и не отправленного прошения императору Александру I: "Светлейшему государю... Верховному старейшине славян... Наисильнейшему русскому царю... Счастливой и светлой заре славянской Александру Павловичу".

Полк Чарноцкого из Сибири отправился в западные губернии и в июне 1811 года разместился в Бобруйске. Изобретательный авантюрист вскоре исчез: оставил вещи на берегу Березины, чтобы подумали, что он утонул, сам же вскоре объявился в Варшаве и вступил в польскую армию, воевавшую на стороне Наполеона. В 1812 году воевал разведчиком и пытался склонить белорусских крестьян на их собственном языке поддержать французов. Белорусские крестьяне со свойственной им мудростью на уговоры не поддались, а следом завершилась и карьера их агитатора с катастрофой Наполеона в России. Дезертиру из русской армии не светила и амнистия, которую Александр I великодушно объявил полякам, воевавшим с Наполеоном.

Неунывающий авантюрист объявился вскоре под именем шляхтича Зориана Яковлевича Доленги-Ходаковского, псевдоним этот раскрылся только к концу 1830-х годов, много позже его кончины. Именно под двойной фамилией он стал широко известен в российских и польских научных кругах как родоначальник славяноведения, именно как Доленга-Ходаковский он дважды женился. Неутомимый энтузиаст многим с первого взгляда казался странным чудаком, но анализ его обширного наследия показал, что он реально стал первопроходцем в разных областях гуманитарного знания - археологии и этнографии, исторической географии, лингвистики, фольклористики. Его начинания и экспедиции поддерживали большие политические персоны - канцлер Николай Румянцев, министры народного просвещения Александр Голицын и Александр Шишков, попечитель Виленского учебного округа Адам Чарторыйский.

В представлении народа Рождество, Новый год и Крещение сливались в одно понятие - Коляды

Родоначальник славяноведения продолжал неутомимо странствовать по землям восточных славян. В белорусских краях Доленга-Ходаковский обследовал древности Полоцка, Витебска, Турова, близ Бреста, Гомеля, Могилева. Его проект масштабного археологического путешествия по России летом 1820 года был высочайше одобрен Александром I с выделением крупной по тем временем суммы в три тысячи рублей. С августа 1820-го он плодотворно передвигался среди древностей в окрестностях Ладожского озера и реки Волхов. Курганы именовал "сопками": "В 4 верстах от Новгорода в раскопанной сопке нашлось: две одинакие челюсти конские, две псовые и тоже две какого-то зверька, роющегося в земле, головка гусиная с несколькими парами ног тоже гусиных, часть ребра воловьего и ни одной кости человеческой".

Этнографическими расспросами Доленга-Ходаковский донимал многих первых встречных. В своем путешествии по Новгородчине часто встречал земляков, полоцких белорусов: "В Новгороде и едучи двукратно по реке Шелони, беспрестанно попадал я на внуков полочан в дороге их к Вытегрскому каналу. Несколько сот их призвал я на исповедь по моей части и узнал столько грехов языческих предков их". Как этнографа его интересовало все: отличия в одежде, строении домов, народные названия звезд, трав, животных, обряды, песни, суеверия. Одних только белорусских песен он собрал более полутысячи.

Как белорусский учитель Михаил Зимянин стал секретарем ЦК КПСС

Позднейшие этнографы достойно продолжили дело Доленги-Ходаковского и в XIX веке узнали о белорусских крестьянах все до мельчайших подробностей. Среди них и утраченные ныне обряды празднования Рождества и Нового года. Так, по сведениям видного этнографа Павла Шейна (1826-1900) из его книги 1887 года, "в представлении народа Рождество, Новый год и Крещение сливаются в одно неразрывное понятие - Коляды". Это время различных поверий и гаданий: "На Новый год нужно стараться не пить воды, чтобы во время лета не хотелось пить". Вечера после Нового года проходят "в домашних беседах". Но не у всех: "Молодежь в эти вечера толпами собирается по домам, где занимается играми и гаданиями". Молодые девушки, естественно, гадают на женихов и ради них "ходят воровать с чужих дворов дрова, и по чету и нечету унесенных поленьев судят о своем счастии".

Счастье самого зачинателя этнографии оказалось посмертным. В поэме "Езерский" Пушкин так его увековечил: "Но каюсь: новый Ходаковский, Люблю от бабушки московской. Я толки слушать о родне, О толстобрюхой старине". Под фамилией Ходаковского находим пушкинское примечание: "Известный любитель древностей".

История