Среди основных критериев выбора мессенджера первое место заняло наличие знакомых, которые уже используют приложение. Этот фактор оказался решающим для 42,2 % опрошенных. На втором месте - удобство использования: его выбрали 36,1 % респондентов. Широкая функциональность тоже привлекает внимание пользователей, став приоритетом для 16,1 %. Возможность пользоваться множеством бесплатных функций важна для 4 % участников опроса, а глубокая настройка интерфейса как главный критерий заинтересовала лишь 1,5 %.
Участники опроса также рассказали о проблемах, с которыми они сталкиваются при использовании мессенджеров. Самой распространенной жалобой стало низкое качество связи во время звонков - на это указали 55,2 % респондентов. На втором месте - задержки при передаче сообщений, с ко-торыми сталкивались 35,7 %. Около 20 % пользователей отметили слабую работу службы поддержки и технические сбои в приложении. Реже всего участники упоминали трудности с отправкой голосовых сообщений (6,5 %) и сложности при авторизации (5,5 %).
Центр цифровой экспертизы Роскачества также исследовал популярные мессенджеры, доступные в российском сегменте магазинов App Store, Google Play и RuStore. Среди них отечественные разработки VK Мессенджер, ТамТам и 8800 help.
В ходе тестирования по 164 критериям эксперты проверили все ключевые функции, а также определяли, насколько мессенджеры удобны и доступны для общения в онлайне.
Авторизация во всех мессенджерах осуществляется через номер телефона. Дополнительно в "VK Мессенджер" и "ТамТам" можно авторизоваться через аккаунт в соцсети, а в 8800 help - пользоваться приложением даже без авторизации.
Во всех мессенджерах доступны добавление и редактирование имени и фото. Номер телефона привязан к аккаунту в "VK Мессенджер" и 8800 help, изменить его нельзя. Режим "невидимки" (скрытый статус онлайн) есть везде, кроме 8800 help.
Пожаловаться на чужой профиль или оставить заметку о нем невозможно в большинстве ис-следованных приложений. При этом почти во всех приложениях есть возможность скрыть или заблокировать контакт.
Приватность - важная категория оценки для любого пользователя мессенджера, которому не все равно на личные данные и безопасность аккаунта. В большинстве проверенных мессенджеров пользователь может самостоятельно настроить разрешения на поиск профиля по номеру телефона и/или имени. Время последнего посещения и информацию о прочтении сообщений можно скрыть только в WhatsApp и Telegram.
Сообщения могут автоматически удаляться из всех мессенджеров, кроме 8800 help. А настройки условий автоматического удаления аккаунта доступны только в Telegram и "Там-Там".
Все мессенджеры поддерживают звонки, отправку сообщений, медиа, стикеров и эмодзи. Видеозвонки недоступны только в 8800 help. Просмотр видео в отдельном окне с регулировкой скорости воспроизведения реализован в "VK Мессенджер" и Telegram. Удаление и редактирование сообщений после отправки воз-можно везде, кроме 8800 help.
Групповые чаты, пересылка сообщений, расшифровка голосовых, исчезающие сообщения и денежные переводы поддерживаются в большинстве приложений.
Настроить уведомления для конкретных чатов, управлять звуками уведомлений и включать режим "не беспокоить" можно во всех исследованных мессенджерах, кроме 8800 help.
Синхронизация контактов с телефонной книгой и поиск по номеру доступны во всех мес-сенджерах. Функция поиска людей рядом (по геопозиции) реализована только в Telegram и "ТамТам".
Помимо функциональности, важным качеством приложения является его удобство для пользователя. Эксперты оценивали эту категорию по семи параметрам, среди которых ключевыми стали "Простота и качество навигации", "Синхронизация и кроссплатформенность" и "Помощь в приложении".
Максимальный балл за "Простоту и качество навигации" (5 из 5) получили все исследован-ные приложения, за исключением 8800 help. Средний показатель по данному критерию составил 4,8 из 5, что свидетельствует о высоком уровне удобства в рамках исследования.
Наивысшую оценку за "Помощь в приложении" (4,25 из 5) получили "VK Мессенджер" и Telegram. В этих приложениях предусмотрена возможность обратиться в чат службы под-держки, а также представлены инструкции по их использованию.
Анализ доступности показал, что WhatsApp почти полностью адаптирован для людей с огра-ниченными возможностями по зрению. Среди ключевых фишек - корректная работа с программами чтения с экрана и доступные интерфейсные элементы. Также для незрячих пользователей подойдет Telegram для Android и VK Мессенджер для iOS, хотя некоторые сложности со взаимодействием все же могут возникнуть.