Конечно, в этом есть своя правда. Мы и наши представления о ходе истории поменялись. Роза Люксембург, как и Володарский с Урицким, сегодня и вправду кажутся странными для нас историческими персонажами, занесенными в названия главных улиц наших городов экзотическим ветром теорий классовой борьбы. Что она тут делает, думают люди, что ее с нами соединяет, кроме механической привычки с детства так называть это место?
И они правы. Борьба за победу пролетариата, которой Роза Люксембург посвящала жизнь, сегодня не правит миром и не определяет наши социальные и политические симпатии. Конечно, это герои, с памяти о которых облезла позолота каких бы то ни было чувств. Помните, как у гениального Андрея Платонова герой его "Чевенгура" Степан Копенкин грезил о Розе Люксембург? "Роза Люксембург заранее и за всех продумала все - теперь остались одни подвиги вооруженной руки". Теперь вряд ли кто так грезит, и она лишь предмет исторического внимания ученых.
Так что есть смысл вернуться к именам, которые куда глубже вросли в историю и в наши симпатии.
Но тут есть ловушка. Решительно свергая с пьедесталов памяти революционеров, мы именно им этой решительностью и уподобляемся. Перечеркнуть ненужное прошлое, начать все сначала - это, конечно, все проходит по линии революционного радикализма. "Весь мир насилья мы разрушим/ до основанья, а потом...". А потом обычно приходит кто-то, кто разрушает смело построенный на месте старого новый мир.
И комментарии торжествующих борцов с Розой Люксембург тоже озадачивают. От нарочитого подчеркивания еврейских фамилий, скрытых под революционными псевдонимами - Володарский-то Гольдштейн, а Урицкий просто террорист, отдает простецким антисемитизмом.
Ну а уж когда Карл Маркс объявляется "тяжелым алкоголиком и отвязным русофобом, грезившим об уничтожении России", то понимаешь, что взгляд, конечно, очень варварский... И не верный. Речь все-таки о выдающемся мыслителе, авторе уникального теоретического труда о природе капитала (который, сомневаюсь, что осилят те, кто так смело расправляется в Кирове с его историческим имиджем). Он творил в эпоху, когда человечество верило в закономерности экономического развития, прогресс и революцию. Вспомним, как у Чехова в "Дяде Ване" Соня говорит: придут другие люди, и мы увидим небо в алмазах. Люди остались прежними, и небо не в алмазах, но не переставать же нам издавать и читать Чехова?
И даже если история доказала, что Маркс в чем-то заблуждался, это не повод редуцировать его до пьяницы и русофоба. Самим сначала хорошо бы протрезветь от опьянения мнимой властью потомков над смыслами жизни отцов и дедов.
И еще один нравственно отрезвляющий момент. Это время наших отцов, их вера. И те, кто называл улицу Всесвятской, и те, кто - Розы Люксембург, верили в лучшие идеалы. И даже если эта вера оборачивалась грезой, призраком или влекла за собой тяжелые последствия, ее уже не выкинуть из истории, как слова из песни.
Это вера не всех отцов, были и не увлекающиеся Люксембург, и их, кстати, наверное, было больше. Но победили увлекшиеся... И на чем-то их борьба и победа были основаны. И почему-то Бог все это попустил...
Оглянемся на активность разгоряченных сокрушителей памятников в стране, с которой мы сейчас связаны трагическим сюжетом СВО. И что дали эти решительные разборки с героями истории и ее трактовками, весь этот "ленинопад" и свержение бюста Пушкина в Одессе? Ничего, кроме яркой демонстрации варварства и примитива.
Уж не говоря о борьбе с памятниками и самой исторической памятью в США во времена BLM, со всеми этими свержениями генерала Ли и т.п.
Конечно, "Всесвятская" лучшее название для улицы, чем фамилия местного или заграничного революционера. У Всесвятской история длиннее и пронизана сакральными значениями.
Но не надо и возлагать на переименования сверхнадежд. "Как вы лодку назовете, так она и поплывет" - это мудрость из детской считалочки. Увы, не поплывет.
Тем более что и про "святую Русь" мы знаем и говорим, может быть, не так вульгарно, как про Маркса, но почти также недостоверно.
Признавая оправданность возвращения дореволюционных названий улиц, в скобках хорошо бы оставлять названия и революционные. Потому что это часть нашей истории, выбор отцов, иногда неверный выбор, но это с нами было. Поэтому все это имеет полное право на историческую прописку в нашей памяти.
Алексей Варламов, писатель:
- История с переименованием улиц в Кирове все-таки звучит как привет из прошлого. Потому что переименованиями улиц мы активно занимались лет 20-30 тому назад, в перестройку и в начале 90-х, тогда это был модный тренд. А сейчас это даже кажется каким-то курьезом. Причем вдвойне, из-за того, что в городе Кирове, как раз избежавшем в свое время переименования.
Мне, честно говоря, кажется, что возвращать городам их исторические имена - это скорее хорошо, чем плохо. И Вятка мне нравится больше, чем Киров (хотя я и против Кирова ничего не имею). Но я не согласен с раздачей обидных характеристик деятелям прошлого, даже если они нам не нравятся и мы с ними не согласны. Мне кажется, что прошлое не надо судить. Оно неподсудно.
Не надо ставить оценки за поведение историческим деятелям, потому что мы тогда не жили и до конца не знаем и не понимаем тех обстоятельств, в которых они жили. И вообще это не дело кидаться в прошлое грязью. Оно такое, какое оно было. И если есть желание что-то переименовывать, я бы оставлял два названия, одно - главное, другое - в скобках. И давать какие-то пояснения.
Потому что и советский, и дореволюционный периоды - это все наша история. И хотя по факту кажется, что они противоположны друг другу и один отрицает другой, в действительности история - вещь преемственная. И нам наконец надо научиться принимать нашу историю такой, какой она была. И не объявлять какие-то ее периоды удачными, а какие-то неудачными. Потому что не нашего ума это дело.
Не знаю, зачем мы все время занимаемся переписыванием истории. Сейчас вот очень модно отрицать все, что было последние 30 лет: все развалили, разнесли. Но это тоже несправедливо.
Поэтому с моей точки зрения переименовывать улицы и города надо, но интонация при этом должна быть не злорадная, а спокойная, рассудительная, мудрая. И Киров в Вятку я бы все равно переименовал.